Само слово «Регионоведение» часто вызывает непонимание. Другие направления подготовки, связанные с международными отношениями, кажутся намного понятнее. Кажется очевидным, чем должны заниматься те, кто поступает на «Международные отношения». Ещё яснее направление «Востоковедение», хотя и непреложен тот факт, что Восток – дело тонкое. А вот кто такие «регионоведы», что становится сферой их занятий, что они изучают? Регионоведение для многих абитуриентов остаётся загадкой.

Однако эту загадку решить довольно просто. Регионоведение изучает мир в его многообразии, оно конкретно, выпукло и объёмно, оно обращено непосредственно к странам и регионам и рассматривает их во всей полноте, во всех аспектах из жизни. В этом смысле «Востоковедение» – частный случай регионоведения, то есть регионоведение стран Востока.

Регионоведение – в соответствии с образовательными стандартами нового поколения – это в первую очередь изучение стран и регионов Запада, то есть Европы и Америки, а так-же стран Азии и Африки (в этом смысле «востоковедение» есть частный случай регионове-дения). В новых образовательных стандартах это направление подготовки так и называется – «зарубежное регионоведение».

Студенты, обучающиеся по направлению «Регионоведение», изучают в обязательном порядке два языка (по желанию возможно изучение и третьего языка, и ни для кого не закрыты возможности изучения четвертого, пятого и так далее, причем языков не только Запада, но и Востока). Среди обязательных дисциплин данного направления подготовки, наряду с языками – история изучаемой страны (или региона), экономика региона, литература и культура региона, внешняя политика и международные отношения изучаемой страны, ее внешнеэкономические связи, ее отношения с нашей страной. Регионовед значительно глубже, чем студент, обучающийся по другим направлениям подготовки, знакомится с экономикой, политикой, географией конкретной страны.

Выпускник, завершающий обучение по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение», становится экспертом по изучаемой стране или региону, он знает все особенности данной страны – не только какие достопримечательности можно встретить там во время туристической поездки, но и как правильнее вести там дела, развивать отношения с ее деловыми кругами, привлекать их интерес к себе. Фактически регионоведение становится для студента ступенью в изучаемую страну, он постигает одну из граней бесконечно разнообразного мира.

Таким образом, регионовед – не просто международник, его знания более конкретны, более необходимы в будущей профессиональной деятельности.
Какие страны и регионы мы изучаем?
В рамках направления «Регионоведение» предусмотрено специализированное изуче-ние нескольких стран и регионов.
Страны Южной Европы. Южноевропейский регион представлен такими странами, как Франция, Италия и Испания (и, естественно, несколькими примыкающими к ним малыми странами, такими, как Ватикан, Монако, Андорра и Сан-Марино). Многие наши выпускники, завершившие обучение в рамках данной специализации, продолжили образование в университетах Италии, Франции, Швейцарии, работают в туристическом бизнесе (и нужно учесть, что этот регион – одно из наиболее популярных направлений зарубежного туризма), участвуют в развитии деловых связей с этими странами.

Владение итальянским, французским и испанским языками становится очень важным в связи с расширением деловых контактов Среднего Урала с названными странами. Вы обращали внимание на объявления в деловых газетах, примерно такого содержания: «На высокооплачиваемую работу в иностранную фирму приглашаются лица, свободно владеющие испанским (или итальянским, или французским) языком»? Такие объявления показывают, что не только россияне ездят отдыхать в Италию или Испанию, но бизнес стран Южной Европы проложил себе путь на Урал.

Примыкает к данной специализации другая – страны Латинской Америки, очень перспективная сфера для изучения. Этот регион, десятилетиями остававшийся закрытым для нас, теперь открывается и становится интересным для нашей страны. Для нас латиноамериканские исследования являются новым направлением деятельности и в настоящее время реализуются в рамках южноевропейской специализации.

Страны Центральной Европы. Ведущее место среди них занимает Германия, важнейший партнер нашей страны в международных и внешнеэкономических связях. Нужно подчеркнуть, что для Среднего Урала отношения с регионами Германии наиболее значимы и с экономической, и с политической точки зрения. Применительно к данному региону мы можем сказать, что здесь для россиян меньше туризма, но больше бизнеса. Наряду с германским направлением, в последнее время всё больший интерес вызывают соседние с ней центральноевропейские страны – Австрия, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия.

Еще одной регионоведческой специализацией являются страны Северной Америки – США и Канада. Необходимо отметить, что применительно к данному региону, наряду с английским, изучаются и другие языки – испанский и французский, распространенные в этих странах. Объяснять же значение этих стран, входящих в «Большую Восьмерку», для экономической и политической жизни современного мира представляется излишним.

Кроме того, для регионоведческого исследования открыт весь мир! Как уже отмеча-лось, среди изучаемых дисциплин есть «внешняя политика страны», поэтому, если студент специализируется по Франции, но интересуется Китаем, он с успехом может исследовать отношения между Францией и Китаем – как в прошлом, так и в настоящее время.

Наконец, практически все регионоведы глубоко знакомятся с Европейским Союзом – мощной международной структурой, в состав которой входит 27 европейских стран и на долю которой приходится более половины всей внешней торговли нашей страны. В Евро-пейский Союз входят все страны Южной и Центральной Европы, поэтому изучение ЕС является важным компонентом регионоведческого образования.

В рамках направления подготовки «Зарубежное регионоведение» открыты две магистерские программы: «Зарубежное комплексное регионоведение» и «Социально-экономическая регионалистика». Первая программа предусматривает углубленный лингвистический компонент, вторая – углубленный социально-экономический компонент применительно к изучаемому региону. В 2013 году открывается обучение в заочной форме по обеим магистерским программам.

Кто обучает?
Ведущей выпускающей кафедрой по направлению подготовки «Регионоведение» («Зарубежное регионоведение») является кафедра европейских исследований. Все преподаватели кафедры имеют ученые степени доктора или кандидата наук и в своей научной работе специализируются по отдельным европейским странам или регионам. Зав. кафедрой – доктор исторических наук А.Г. Нестеров.
Итак, регионоведение – ключ к современному миру. И этот ключ поможет открыть мир для любого абитуриента.

Текст представил А.Г. Нестеров

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в дискуссиях.