Размещаю ответ на письмо абитуриента, который целенаправленно готовит себя к учебе в университете. Надеюсь, что, в конечном итоге, он остановится на одном из наших направлений. Я пока не получил от него согласия на использование его имени, поэтому будем считать, что запрос поступил от некоего умного любопытного абитуриента.
Директор департамента (факультета) международных отношений В.И. Михайленко

Вопрос: С вашей точки зрения, какой бекграунд нужен для комфортного начала обучения на факультете?

Ответ: Успешному абитуриенту – взять под контроль собственную самоуверенность и самоуспокоенность, не расслабляться, использовать ресурсы факультета. Например, в этом году среди студентов, прослушавших 36-часовой дистанционный курс СТВТО (ДВЗЯИ) на английском языке, было немало первокурсников. Начиная с первого курса возможна образовательная ассиметрия. Займитесь планированием собственной образовательной траектории. Мы поможем.
Не очень уверенному в себе – не отчаиваться. Не все спринтеры. Четыре года – длинная дистанция. Помните, что преподаватели особенно благосклонны к тем, кто показывает позитивную динамику.

Вопрос: Я слышал, что распределение по языковым группам английского языка происходит по результатам теста по английскому языку, который выдается студентам в начале года. Что в него входит?

Ответ: Главная задача тестирования – сделать лингвистические группы однородными. Через год возможны переходы из одной в другие группы.

Вопрос: Международник может выбрать один из четырех, насколько я помню, языков в качестве второго. Это французский, немецкий, испанский и итальянский. Но при этом я помню, что можно выбирать еще один язык, как факультатив. Например, иврит преподают бесплатно, я помню. А какие еще языки можно выбрать? Один мой друг, например, хочет учить еще и арабский.

Ответ: Вы совершенно правы: два языка, добавьте к этому китайский. Первая наша группа выезжает летом в Сычуанский университет на лингвистическую практику.
Кажется, у регионоведов могут быть три языка в учебном плане. Уточните объем учебных часов на каждый язык. У наших трех направлений существуют разные учебные стандарты.
Некоторые языковые факультативы являются бесплатными для студентов, Например, чешский язык, другие платными. Год на год не приходится.

Вопрос: Я хочу заниматься Ближним Востоком, но при этом хочу знать теорию МО, чтобы пойти в аспирантуру. Мне интересны процессы, которые там происходят. Я хотел специализироваться больше на политических, экономических и других аспектах этого региона, а не изучать только его историю. Что мне лучше выбрать, МО или востоковедение?

Ответ: Как директор департамента международных отношений считаю некорректным агитировать вас поступать только на международные отношения. С разрешения заведующих кафедрами вы можете перекрестно изучить дисциплины других направлений. Я могу помочь вам встретиться с глубокоуважаемыми мною коллегами с кафедры востоковедения. А вы уже сами примете устраивающее вас решение.

Вопрос: Я видел, что в прошлом году набрали много людей с крайне низкой суммой баллов ЕГЭ.
Почему так происходит? Я согласен с тем, что ЕГЭ - не самая лучшая форма проверки, но у всего есть свой предел. Вообще говоря, достаточно много человек поступило на ФМО с крайне низким баллов в 2012 году. Напрашивается вопрос - какой процент студентов доживает до, скажем, 3 курса? Одни люди говорят, что отчисляют пачками, а другие люди говорят, что отчисляют редко. При этом все они имеют прямое отношение к факультету. Я в замешательстве.
Например, какова судьба Р… Э…,поступившего в 2012 году на направление «международные отношения» со 123 (!!!) баллами ЕГЭ? Он еще учится? Как ему это удается? Тут, помимо меня, еще несколько человек собираются на ФМО, нам всем интересно.

Ответ: Я такого студента на первом курсе не помню. Возможно, он отчислен. Есть другие студенты, которые поступили с низкими баллами и учатся, даже закончили в этом году бакалавриат. Не первый год отмечаем смещение крайностей в центр. Хотя есть и в том и в другом случае исключения в лучшую и худшую стороны.
Относительно низких баллов и судьбы студентов.
Я долго думал над тем, как ответить на эти ваши вопросы. Есть строго ранжированные специальности. Мало кто хотел бы попасть в руки врача-троешника или пригласить на работу троешника-переводчика, учителя и т.д.
Обучение международника в бакалавриате предполагает освоение функций исполнителя. К примеру, хороший секретарь в офисе серьезной компании, ведущей активную международную деятельность. Секретарь-международник использует для коммуникации два языка, хорошо знает оргтехнику, интеллигентен, вежлив, дисциплинирован, умеет вести документацию и т.п. Его/ее зарплата может составлять 60 тыс. руб. (Зарплата взята из реальной ситуации с нашей выпускницей-бакалавром на одном из крупнейших заводов Урала, которая училась 6-7 лет). Согласитесь с тем, что для этого не надо иметь высший балл по ЕГЭ.
Имеет место и новая для нас тенденция – выпускница МО – интеллигентная, коммуникабельная домохозяйка, владеющая иностранными языками, при муже крупном владельце или вип-управленце.
Мы не менее гордимся такими нашими выпускниками, чем дипломатами, креативными аналитиками и успешными переводчиками, преподавателями и т.п.
В конце 70-х гг. я первые стажировался в Италии. Меня тогда поразила та гордость, с которой дворник подметал улицу. У него была работа, за которую он получал зарплату.
А теперь о великом. Конечно, мы настроены на самую высокую планку, организуем, требуем и добиваемся высоких результатов от наших студентов.
Вы сейчас пытаетесь проанализировать, где вы сможете добиться лучших результатов. Не думайте о низких баллах других. Их владельцы проживают собственную жизнь. Если вы сориентированы на высший пилотаж, так проанализируйте мощность двигателя той машины, которую вы выбираете.
На нашем сайте мы размещаем информацию о достижениях наших студентов, о многочисленных предложениях повышения квалификации наших студентов, о вакансиях, о стипендиях, о наших связях. Проанализируйте информацию. Примерьте к себе. Приходите проконсультироваться. Выстроим вместе дорожную карту вашей карьеры.

Вопрос: Как присоединение к УрФУ повлияло на факультет?

Ответ: На профессиональном уровне - не ухудшилось. Появились новые возможности, присущие мега-университету.

Вопрос: Сколько человек выпустилось в 2012 году, и сколько из них поступило в МГИМО? Сколько человек поступило в магистратуру за границей, и в какие университеты они попали? Мне интересно, что меня ждет после выпуска.

Ответ: Главным показателем является то, что никто не остался без работы после выпуска. Все остальное является вторичным. Кто хотел поступить в МГИМО, тот поступил. Кто хотел поступить в итальянские и другие университеты, тот учится. Сейчас у меня на руках предложение из МГИМО на поступление в бюджетную магистратуру, рыночная стоимость которой составляет 12 тыс. евро. И конкурса нет.
Хочу вас разочаровать, но после окончания обучения вас никто не будет ждать и предлагать работу. К работе надо готовить себя заранее и искать собственную нишу на рынке труда.
Хотите поступить в аспирантуру, готовьтесь к жесткой конкуренции с историками и международниками за бюджетные места. В этом году Минвуз выделил их достаточно много – 8. Но ваши конкуренты могут иметь публикации в реферируемых изданиях, участвовать в научных конференциях, выбрать темы будущих диссертаций и сделать по ним «задел», сдать кандидатские экзамены. Ваша карьера зависит исключительно от вас. Мы предоставляем возможности для вашей самореализации.

#
Avatar for cifervlad спустя 17 часов (25 июня 2013)
cifervlad

Спасибо,Валерий Иванович! Эти ответы-очень хорошие,исчерпывающие!
Я отправил вам еще немного вопросов, которые почему-то не додумался отправить в первом письме. Если несложно,ответьте и на них,пожалуйста.

P.S. Да,мое имя вполне можно использовать,я же это писал,так что почему бы и нет? ;)

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в дискуссиях.