К обретению смысла

Италия, г. Сан Джиминьяно, 31 августа 2011 года.

Завершается восемнадцатая по счету и пятая с моим участием конференция по межкультурному и межрелигиозному диалогу в Сан Джиминьяно.

Среди участников почтенные мэтры и молодые исследователи в равноправном диалоге. На этот раз выбрана тема отношений между церковью и государством.

Несмотря на различие региональных ситуаций и разных типов взаимоотношений между религиозными конфессиями и государством, никому в голову не приходит отрицать важность этих институтов.

Дискуссия вращается вокруг тем:

  • Много или мало должно быть тех и других институтов?
  • Как выстраиваются отношения между ними?
  • Какое место в них занимает человек?
  • Что определяет судьбу человека?
  • Как человек обретает свой смысл жизни?

Одни говорят, что, поскольку человеку свойственен первородный грех, он не может самостоятельно справиться с задачей обретения смысла. На этом пути его направляют государство и церковь.
Другие утверждают, что смысл нельзя дать, человек сам должен его найти. Одни ждут светской или религиозной мессии, другие используют апробированные веками догмы.
Отвечу по-восточному: все правы. Как и то, что человек завоевал право выбора.

В процентном соотношении, наверное, меньшая часть общества, преимущественно обремененная интеллектом, направляется в сложный путь поиска собственного индивидуального смысла. Для них является естественным диалог с Другим (мнением, догмой, концепцией, интерпретацией и т.д.) в поисках ориентиров своего жизненного маршрута. Подвергать сомнению устойчивое не означает априори отрицание, но используется как инструмент познания.

Обретение смысла через осознанный поиск является высшим интеллектуальным «пилотажем».
Неудовлетворенный человеческий интеллект никогда не останавливается в этом поиске, что не означает ненайденного им смысла.

Через постижение смысла человек обретает достоинство и ответственность.

Обеспеченные Конституцией права человека гарантируют индивидууму свободу поиска и выбора, защищают от агрессии со стороны большинства или меньшинства.

Чем ограничивается возможная необузданная свобода человека? Моралью, совестью, толерантностью, общественным консенсусом, законами, наконец, пределами, за которыми нет жизни.

Как пройти между Сциллой и Харибдой Добра и Зла, не разбившись о рифы того и другого. Помним библейское, чем выложена дорога в Ад?
Совесть является самым верным компасом на пути к своему храму.

И в завершение.
Чем вызван столь стойкий интерес в Италии к Достоевскому и Толстому? Поиск жизненного смысла не ограничивается религиозными упражнениями и воспитанием. Потребность в диалоге с Другим – нужна, как воздух, ищущему человеческому разуму.

Думайте! Ищите! Обретайте смысл!
С новым учебным годом!

Ваш декан
В. Михайленко
31.08.2011

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в дискуссиях.