Avatar for katerina 10 мая 2008
katerina

Военная доктрина РФ об обеспечении военной безопасности

Военная политика Российской Федерации – необходимый и важный элемент общеполитической и внешнеполитической деятельности, направленной на обеспечение национальной безопасности государства, предотвращение войны и военных конфликтов, упрочение стратегической стабильности. Научно-концептуальным стержнем военной политики является Военная доктрина. В настоящий момент в России действует Военная доктрина, утвержденная 21 апреля 2000 г. По официальному определению, Военная доктрина РФ представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Военная доктрина конкретизирует применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации и является документом, в котором определяются основные направления и приоритеты государственной политики в области военной безопасности исходя из внутренних и внешних угроз национальной безопасности и обоснованных прогнозов их развития.
Согласно Военной доктрине РФ, «обеспечение военной безопасности является важнейшим направлением деятельности государства».
В доктрине с позиций обеспечения военной безопасности государства рассмотрен спектр основных внешних и внутренних угроз России. Здесь нужно отметить, что Военная доктрина ограничивается общим обозначением угроз военной безопасности, не указывая их конкретные источники. И это одна из слабых сторон Доктрины, которая требует доработки.
Принципиальное значение имеет положение об обеспечении военной безопасности Российской Федерации всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов. При этом главная цель - «предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации». В соответствии с этим положением в доктрине определено основное содержание обеспечения военной безопасности в мирное время, в угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта). Особое внимание при этом уделено созданию благоприятных внешних условий и строительству эффективной военной организации.
Политика государства в отношении ядерного оружия изложена в доктрине достаточно ясно и полно. В ней устанавливается, что Российская Федерация исходит из необходимости в современных условиях обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств), в любых условиях обстановки. При этом ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира. Россия сохраняет статус ядерной державы для предотвращения и сдерживания агрессии, поддержания международной стабильности и мира, подтверждает приверженность так называемым «негативным гарантиям» неприменения ядерного оружия. Российская Федерация оставляет за собой право применения ядерного оружия в ответ на использование против нее и ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических ситуациях для национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников.
В Военную доктрину включено положение о военной реформе как составной части и приоритетной задаче современного этапа военного строительства. В доктрине определены цели применения Вооруженных Сил и других войск: в мировой (региональной) войне; в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах; во внутренних вооруженных конфликтах; в операциях по поддержанию и восстановлению мира.
В Доктрине также определены основные задачи военно-экономического обеспечения военной безопасности. Отмечается, что военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество Российская Федерация организует и осуществляет исходя из своих национальных интересов, необходимости сбалансированного решения задач по обеспечению военной безопасности. При этом приоритетное значение придается развитию военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества с государствами-участниками Договора о коллективной безопасности СНГ, исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности.
Как уже было отмечено, действующая Военная доктрина РФ была утверждена ещё в 2000 г. В течение восьми лет произошли существенные изменения в направленности и тенденциях развития военно-политической обстановки, характере угроз оборонной безопасности государства. К тому же, некоторые положения Военной доктрины оказались нежизненными, так как не отвечают в полной мере сложившимся в последние годы реалиям и по существу уже не работают в интересах укрепления безопасности страны. Действующая Военная доктрина была официально объявлена в России доктриной переходного периода. Однако, как отмечает А. Корабельников в своей статье «Военная доктрина России и реальность», еще задолго до завершения переходного периода (срок окончания которого в Доктрине не обозначен), стало ясно, что не все требования в доктрине, оказались приемлемыми на практике. Например, выявилось несоответствие доктринальных установок реальным военным угрозам, условиям возникновения и ведения современных войн, а кроме того, недостаточная обоснованность выдвигаемых требований к строительству и подготовке Вооруженных Сил РФ, способам ведения военных действий и ряд других.
Если исходить из положения доктрины, то общие военно-политические задачи РФ по своему характеру имеют сугубо оборонительную направленность. Своей главной военно-политической целью Россия ставит сохранение мира и международной стабильности, предотвращение войны, обеспечение национальной безопасности и безопасности СНГ, защиту жизненно важных политических и экономических интересов российского государства. При этом определено, что эту задачу она рассчитывает решать, не прибегая к политическому, идеологическому, экономическому, а тем более, военному насилию. Бурные события в мире, связанные с Ираком, а во внутриполитической обстановке - с Чечней и т.п., свидетельствуют о том, что эта цель нежизненна, так как не может быть обеспечена никакими усилиями (полным нежеланием политического руководства даже предпринимать какие-либо усилия).
Итак, в содержании Военной доктрины уже на момент ее принятия имелись серьезные недостатки. К ним следует отнести неопределенность так называемого переходного периода, на который она рассчитана; абстрактный характер военно-политических и стратегических установок; отсутствие глубокого анализа политической и военно-стратегической ситуации в стране, а также тенденции ее развития; не рассмотрены место и интересы России в новой геополитической ситуации; не определена долгосрочная политика по отношению к США и НАТО, в связи с чем трудно рационально анализировать и прогнозировать военные угрозы, определять возможную направленность их развития.
Таким образом, учитывая первоначальное несовершенство Военной доктрины Российской Федерации, а также принимая во внимание изменившуюся военно-политическую обстановку, необходим пересмотр этого документа.
Литература:
1. Военная доктрина Российской Федерации - http://www.scrf.gov.ru/documents/33.html
2. Военная доктрина РФ об основах военной политики России - http://oficery.ru/2008/01/31/voennaja_doktrina_rf.html
3. Ивашов Л.Г. О Концепции национальной безопасности и Военной доктрине Российской Федерации - http://www.rusidea.ru/?part=67&id=443
4. Карпец В. Военная доктрина и национальная идея - http://www.pravaya.ru/look/11179?print=1
5. Кимлацкий О.А. Нормативно-правовые основы обеспечение военной безопасности России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ – 2006 – №19
6. Корабельников А. Военная доктрина России и реальность - http://www.zlev.ru/81_82.htm
7. Полянский И.А., Трофимов Е.В. Военная доктрина России и ее роль в обеспечении военной безопасности и строительстве вооруженных сил // Право и политика – 2006 - №1

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в дискуссиях.