Avatar for heli_girl 9 мая 2007
heli_girl

Баклицкая Е.,403
Герцык О., 402
Колотова Е., 403

Среди множества проблем современности, резко актуализированных процессами глобализации, не последнее место занимает проблема регуляции миграционных процессов. Миграционная политика всё чаще становится объектом научного исследования. Это объясняется тем, что вопросы, которые входят в сферу её компетенции, являются одними из наиболее острых проблем современности. Специфика миграционной политики заключается в том, что она затрагивает обширное поле вопросов, касающихся как областей политики и экономики, так и областей культуры и идентичности общества. Изучение научной и публицистической литературы показало, что разработкой проблем миграции занимаются представители различных наук, что вполне оправдано комплексным характером вопроса.

Причиной миграций населения является комплекс факторов, которые условно можно разделить на две группы: вынуждающие и привлекающие (в англоязычной литературе “push” и “pull” факторы, соответственно). В условиях тенденции к увеличению мобильности населения и, как следствие, возрастания интенсивности миграционных процессов первостепенные значение приобретает детально разработанная система мер государственного регулирования миграционных процессов.

Целью данной работы является, главным образом, рассмотрение миграционной ситуации в Российской Федерации и выявление проблем национальной безопасности в области миграционных процессов. Соответственно, задачи работы следующие: во-первых, анализ действующих законодательных документов РФ в области регулирования миграционных процессов. И, во-вторых, выявление степени фактической реализации положений Концепции регулирования миграционных процессов в РФ, а также её недостатков.

Проблемы миграции затрагивает Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, и, косвенно, Концепция демографической политики Российской Федерации.
Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области управления миграционными процессами. Концепция состоит из четырех глав.
Первая, «Миграционная ситуация», выделяет основные проблемы, с которыми столкнулась Россия на пороге XIXго века, а также обозначает общие тенденции по изменению миграционной ситуации в стране.

Вторая глава, «Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в Российской Федерации», определяет основные приоритеты в миграционной политике РФ, касается вопросов законодательного и внешнеполитического аспекта проблемы, а также задач, поставленных в области науки и информации по улучшению мер научного прогнозирования миграционной обстановки, статистического учета мигрантов и т.д.

Третья глава, «Основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации», выделяет направления, по которым следует регулировать миграционные процессы, в таких областях, как обеспечение контроля за иммиграционными процессами, создание условий для интеграции вынужденных мигрантов, вхождение РФ в международный рынок труда и регулирование экономической миграции, и т.д.

И, наконец, четвертая глава, «Механизм реализации Концепции», предлагаются меры, сообразно которым концепцию предполагается реализовывать на практике.

Данный документ был составлен в 2003г., поэтому его основные положения вполне можно рассмотреть в плоскости той политики, которую проводило правительство РФ с 2003г. и по настоящий день. Целесообразным является анализ ключевых положений данной концепции в связи с их практической реализацией, а также актуальностью на данный момент.

Государство признает, что иммиграция в Российскую Федерацию, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит «масштабный характер», и что для достижения социального процветания и экономического прогресса «требуется твердая воля государства и внимание всего российского общества». Также отмечается «стихийность и неконтролируемый рост населения и ухудшение криминогенной обстановки» в южных и центральных регионах европейской части России, а также то, что «отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами».

С 2003 по 2007 г. ситуация с эффективным государственным контролем фактически не изменилась, так что можно считать, что с основным вызовом, заявленной в самом начале Концепции, государство не справилось.

Концепция миграционной политики ссылается в первой главе на ухудшение демографической ситуации, а также то, что за счет миграции «все меньше восполняется естественная убыль населения». Надо сказать, что в Концепции демографической политики РФ содержатся сходные по содержанию положения, а также признается, что «кризисные явления в демографической и социальной сфере во многом связаны с ухудшением миграционной ситуации в стране».

Еще одним важным пунктом в обоих документах, с которым можно не согласиться, является пункт по миграционному потенциалу русского/русскоязычного населения в государствах-участниках СНГ. Концепция по демографической политике отмечает, что «ограниченный миграционный потенциал русского населения в государствах-участниках СНГ не позволяет рассчитывать на значительное увеличение переселения в Россию». Концепция миграционной политики отмечает: «По прогнозу, начиная с 2006 года, ожидаются значительные изменения в структуре населения, будет сокращаться численность населения трудоспособного возраста – основного источника формирования трудовых ресурсов. Потребность экономики страны в дополнительных трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого притока иммигрантов, в первую очередь из государств-участников Содружества Независимых Государств». Тем не менее, правительство РФ признает, что на адаптацию и расселение этих граждан требуется много средств, поэтому программа по возвращению русскоязычного населения на территорию России с последующим трудоустройством и обеспечением жильем, которую начали проводить в этом году, не дает результата и практически незаметна. Можно сказать, что на данном этапе эта программа провалилась.

Также Концепция призывает способствовать «стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности», но возникает вопрос, так ли это на практике. При этом документ оговаривает, что трудоустройство мигрантов должно вестись «с учетом принципа преимущественного трудоустройства граждан Российской Федерации», что фактически прямо нарушает положения Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов, а также Конвенции о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения.
Главное, на чем делается упор в документе – на то, чтобы миграционные процессы в РФ стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств РФ. Предлагается также создавать новые государственные органы, которые бы занимались вопросами миграционной политики, однако до сих пор не создано эффективной системы по контролю над учетом и регистрацией населения, хотя именно это положение фигурирует в концепции среди основных задач.

Также среди задач, реализация которой поставлена под сомнение, указывается «содействие средствам массовой информации в объективном информировании населения Российской Федерации о проблемах мигрантов».

В целом можно отметить, что основные задачи Концепции миграционной политики не реализованы на практике. Проблема лавинообразного характера миграции сохраняется, как впрочем до сих пор остается острым вопрос по правовому обеспечению мигрантов и по соблюдению международных норм законодательства. Меры, которые предлагаются в концепции, носят скорее общий характер, в то время как реальное их воплощение в первую очередь зависит от новых капиталовложений. Нерешенным остается и вопрос с прививанием толерантности по отношению к мигрантам в российском обществе.

Список использованных источников и литературы:
1. Доклад ООН о международной миграции за 2000 год [Электрон. ресурс] Адрес доступа: http://www.un.org/esa/population/publications/ittmig2002/ittmig2002.htm.
2. Декларация об использовании в политическом дискурсе элементов, разжигающих расизм, антисемитизм и ксенофобию [Электрон. ресурс]: Адрес доступа: http://www.un.org/russian/conferen/racism/aconf189-12.pdf.
3. World population prospects: the 2006 revision. Population ageing [Электрон. ресурс]: Адрес доступа: http://www.un.org/esa/population/publications/wpp2006/wpp2006.pdf.
4. Конвенция о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения [Электрон. ресурс] Адрес доступа: http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/serhio05042005125709.php.
5. Концепция демографической политики Российской Федерации // Экономика и жизнь. 2000. № 24.
6. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. // Собрание законодательства РФ. 2003.
7. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов [Электрон. ресурс]: Адрес доступа:
http://www.coe.ru/03conv-prot.htm.
8. Антипьев А.Г. Толерантность как средство гармонизации межнациональных отношений в условиях высокой миграционной динамики // Социальный порядок и толерантность: Сборник тезисов III Всероссийской научной конференции. Краснодар, 2002. С. 17-21.
9. Аршба О.И. Транснациональные миграционные процессы в эпоху глобализации и проблемы иммиграционной политики [Электрон. ресурс]: Адрес доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/0105-LEPESANT-Ru-2.pdf.
10. Вишневский А. Альтернативы миграционной стратегии // Россия в глобальной политике. 2004. №6. С. 28-46.
11. Гольдин Г.Г. Международная миграция: зарубежный опыт и Россия. Современная иммиграционная политика западных государств. М.: Интер Диалект+, 1998. 213с.
12. Коданьоне К. Опыт иммиграционной политики Италии и некоторые уроки для России // Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России. М., 2002. С. 13-22.
13. Любин В.П. Революция миграции и её регулирование. Опыт России, Германии и ЕС в отражении научной литературы и СМИ // Материалы Всероссийского социологического конгресса. М., 2003. С. 12-26.

#
Avatar for sander66 спустя 4 дня (14 мая 2007)
sander66

Масштаб работы вызывает уважение. Особенно количество литературы, которая была прочитана и переработана. Хорошая структура: все на своих местах; есть тезисы, введение, заключение. Очень хотелось почитать побольше о мнениях автров по вопросу, а в остальном - замечательно.

#
Avatar for karla спустя 28 минут (14 мая 2007)
karla
  1. жесть
  2. литература - супер, очень много и по делу
  3. видно, что автор занимается не первый год данной проблемой, значит все выводы обоснованы и доказательны.
    4 читать легко, хоть и академический стиль!!!! (полный респект!!!!)

оценка безоговорочно 10.

Кацман Е., Ларионова Ю., Первушина И.

#
Avatar for afrodisy спустя 2 часа (14 мая 2007)
afrodisy

на наш взгляд, это она из лучших работ, представленных здесь !!!
авторами проведен наиподробнейший анализ источников и литературы
работа хорошо структурирована
10 баллов!!!!!!!!!!!!!
ершова
морокова
вийра

#
Avatar for darya спустя 17 часов (15 мая 2007)
darya

Ого! :) Налицо неподдельный интерес авторов к проблемам миграции!
Хорошая структура, впечатляет список источников. Было бы интересно услышать более подробно субъективную оценку, но тем не менее отлично!!
10 баллов

Зорина Н., Быкова О., Балбашева Д.

#
Avatar for darya спустя 2 минуты (15 мая 2007)
darya

Ого! :) Налицо неподдельный интерес авторов к проблемам миграции!
Хорошая структура, впечатляет список источников. Было бы интересно услышать более подробно субъективную оценку, но тем не менее отлично!!
10 баллов

Зорина Н., Быкова О., Балбашева Д.

#
Avatar for dana2016 спустя 2 часа (15 мая 2007)
dana2016

Хорошая работа, все положения вполне аргументированы.

Глущенко Д.
Дробот А.

#
Avatar for deadsquirrel спустя 1 час (15 мая 2007)
deadsquirrel

Очень хорошая работа! Все тезисы хорошо аргументированы, читать очень интересно. Позиция авторов по вопросу миграций кажется абсолютно непредвзятой, и я с ней полностью согласна)
Моя оценка 10

#
Avatar for tankistka спустя 2 часа (15 мая 2007)
tankistka

Очень интересная работа – прекрасно аргументирована и структурирована, особенно вызывает уважение список источников и  литературы, свидетельствующий о хорошо проведенной аналитической работе. 10 баллов.

#
photo спустя 10 минут (15 мая 2007)
Валерий Михайленко

сотрудник

См. доп. ресурсы:
SHS e-News 14
May 2007
http://www.unesco.org/shs/e-news
Migration, development and management of social transformations - the role of UNESCO
From the Arab world to Latin America, passing through Europe and Africa, the month of May 2007 will be one to learn more about UNESCO's action within its Management of Social Transformations (MOST) Programme.
Closing the gap between research and policy making
When Social Development Ministers of Latin America and the Caribbean meet this month for the sixth time, a Forum of Ministers for Social Development from the Arab States region will be officially launched on the occasion of a meeting organized on 30 April and 1 May in Marrakesh, Morocco, on the initiative of the Moroccan Ministry for Social Development, the Family and Solidarity.
Grouping together Algeria, Egypt, Jordan, Lebanon, Libya, Morocco, Mauritania and Tunisia, this Forum of Arab States will thus become the world's fifth Regional Forum to be created since the idea of these discussion forums for policy makers and social science researchers was first launched by UNESCO's Management of Social Transformations (MOST) programme.
More on the Forum of Ministers: http://www.unesco.org/shs/most/socdevforum.
International migration - a symposium at UNESCO to put an end to prejudice
An international symposium on «Europe: development through migration and integration», will bring together around twenty specialists from France, Germany, Senegal and Spain, on 10 May next, at UNESCO Headquarters in Paris (Room IV, 9.30 a.m. to 5.30 p.m.).
Organized by the Goethe-Institut in Paris, in cooperation with UNESCO and the Friedrich-Ebert-Stiftung, the aim of this encounter is to fight prejudice and it will provide UNESCO with an opportunity to show what action it is taking in this field.
While human mobility may be a permanent feature of history, international migration has in fact become a typical feature of current globalization. Together with policy makers, UNESCO is striving to clarify the growing complexity of international migration.
The Organization is thus trying to achieve five aims, all of which promote respect for migrants' rights and their integration into society, as well as drawing up and implementing public policies that respect everyone's basic human rights.
Starting with geopolitical conditions worldwide, participants in the 10 May 2007 symposium will discuss the demographic, sociological and political aspects of international migration as well as current developments and possible future scenarios.
Participants will highlight the development potential that this social phenomenon represents in a world where migration and integration have become synonymous with opportunity and hope for migrants, for their country of origin and for Europe.
More on the symposium ...
MOST Programme - partner in the 2007 G8-UNESCO World Forum
10 May 2007 is also the day the G8-UNESCO World Forum on Education, Research and Innovation opens in Trieste, Italy. The MOST Programme will be contributing to the two-day Forum, which will debate the interconnections among the three elements of the knowledge triangle - education, research, innovation - from the sustainable development angle. Another aim of the Forum is to identify the risks and opportunities for industrialized countries as well as for developing and low-income countries.
More on this Forum: http://www.unesco.org/shs/most.
Dialogue between Senegalese living in France and Senegal's Ministry of Education - a video conference organized by the International Organization for Migration (IOM) at UNESCO Headquarters
On 15 May, from 1 p.m. to 3 p.m., there will be a video conference between the Senegalese diaspora, Cheik Anta Diop University of Dakar and Senegal's Ministry of Education.
Hosted by UNESCO, this video conference falls under the IOM's Migration for Development in Africa (MIDA) programme: «African Diaspora Dialogues». This programme's objective is to establish links between governments of people's country of origin and the African diaspora with a view to sustainable development.
The dialogue on education with the Senegalese diaspora is the continuation of a series of discussions of the same kind between Congolese living in Belgium and the Ministry of Health in Kinshasa, Congo; Tanzanians in the United States with the Ministry of the Economy and Finance at Dar es Salaam, Tanzania; and the Sudanese medical diaspora in the United Kingdom with the Ministry of Health in Khartoum, Sudan.
People from Senegal living in Italy and Switzerland have already been invited to discuss the subject of agriculture in the Sahel with the University of Bambey, Senegal.
Other events in May 2007
For more detailed information: http://www.unesco.org/shs/agenda
More information on UNESCO's Social and Human Sciences Portal

#
Avatar for sofia спустя 1 час (15 мая 2007)
sofia

Одна из лучших работ! Структурирована, с отличными введением и заключением. Очень явно прописана актуальность проблемы. Впечатляет информированность авторов о состоянии дел в сфере миграции в России. Авторы сравнивают цели и задачи, прописанные концепции, с реальным состоянием дел. Масса интересной информации и внушительная источниковая база. 10 баллов.

#
Avatar for iemoto спустя 2 часа (15 мая 2007)
iemoto

Отличная работа. Тема миграции на сегоднешний день очень актуальна. Особенно радует глубокий анализ и хорошая аргументация тезисов, а список литературы данной работы украсил бы любую курсовую. 9-10.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в дискуссиях.