Avatar for n_k 9 мая 2007
n_k

Изменение политической ситуации, вызванное распадом СССР, привело к резкому увеличению числа иммигрантов и появлению целого комплекса проблем, с этим связанных. К ним относятся «проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участ-ков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты ».
Вместе с тем, экономика страны нуждается в притоке рабочей силы из-за границы, поскольку в условиях экономического роста, демографического спада и широкого распро-странения высшего образования, а также возрастающими в связи с этим требованиями эко-номически активного населения к типу работы и соответствующему вознаграждению за неё, представляется крайне нежелательным и малоэффективным жёсткое ограничение трудовой миграции в Российскую Федерацию. Однако всё увеличивающиеся иммиграционные потоки из сопредельных стран не могут не быть вызовом для национальной безопасности России, т.к. зачастую эти потоки носят нелегальный и соответственно неконтролируемый характер. Именно неконтролируемость иммиграции государственными органами РФ представляет со-бой огромную опасность и угрозу для стабильного развития России. Во-первых, это опас-ность нарушения и без того хрупкого санитарно-гигиенического баланса, так как иммигран-ты оказываются не вовлеченными в государственную систему санитарного мониторинга, а также оказываются отрезанными от доступа к медицинскому обслуживанию. Во-вторых, это опасность роста теневой экономики и незаконного оборота денежных средств с их после-дующей утечкой заграницу. Так в отдельных районах России рынки труда начинают дефор-мироваться под натиском нелегальной трудовой иммиграции, поскольку для нелегалов ха-рактерен поиск занятости, позволяющий им иметь доходы, не контролируемые государст-вом. В-третьих, это опасность численного увеличения иностранных диаспор на территории России, абсолютно чуждых российской культуре и малознакомых с русским языком. В-четвёртых, это опасность возрастания террористической угрозы, а также ухудшения крими-ногенной обстановки в стране, главным образом, в связи с транзитной иммиграцией. Таким образом, очевидна необходимость регулирования миграционных процессов в целях сглажи-вания уже появившихся диспропорций и обеспечения устойчивого развития и безопасности РФ.
Проблема обеспечения безопасности должна решаться комплексно: с одной стороны – работа по предотвращению нелегальной иммиграции, с другой – обеспечение подобающих условий жизни уже въехавших в страну иностранцев, способствование их социальной адап-тации и контроль за соблюдением их прав. Не следует допускать изолирования иностранцев, напротив, нужно добиваться их многосторонней интеграции в российское общество, необхо-димо пытаться бороться с проявлениями ксенофобии, отторжением «чужаков» местным на-селением. В настоящее время перед Россией в меньшей степени стоит проблема беженцев и  вынужденных переселенцев. По большей части это иммиграция по экономическим причинам и, соответственно, контролировать её нужно экономическими методами. Интеграционный процесс в обществе пойдет легче, если обеспечить стабильное экономическое развитие и бо-лее высокий уровень жизни. Нужно создавать условия для того, чтобы приток трудоспособ-ного населения в Россию позволил использовать его потенциал на благо страны. Речь при этом идет как о высококвалифицированных кадрах, так и особенно о рабочих кадрах различ-ных специальностей.
Важным аспектом в борьбе с нелегальной иммиграцией является обеспечение контро-ля на границах. Необходимо завершить процесс демаркации государственной границы с не-которыми странами СНГ (например, с Казахстаном) и провести ее техническое оснащение. Должна проводиться жесткая политика в отношении лиц, занимающихся организацией неле-гальной миграции, в том числе, нелегальной транзитной миграцией.
Наличие таких документов как Концепция регулирования миграционных процессов в России, Федеральные законы о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и о гражданстве РФ и др. говорит о понимании государством необходимости ре-гулирования миграционных процессов.
Вводной часть Концепции регулирования миграционных процессов в России пред-ставляет собой характеристику миграционной ситуации в стране в целом, а также положи-тельных и отрицательных сторон самой миграции.
«Целями регулирования миграционных процессов в Российской Федерации являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на терри-тории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для дос-тижения благополучия и процветания Российской Федерации» .
В соответствии с этими целями формулируются следующие задачи: «защита прав и свобод российских граждан; выработка и реализация межгосударственных механизмов ока-зания целевой финансовой и иной помощи лицам, ищущим временное убежище на террито-рии Российской Федерации; развитие сотрудничества Российской Федерации с другими го-сударствами в целях предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является массовая миграция населения; заключение Российской Федерацией международных договоров и соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на тер-ритории договаривающихся сторон». Предполагается усовершенствование законодательства в таких областях, как: контроль за въездом, пребыванием, выездом из страны; борьба с тер-роризмом и экстремизмом, организованной преступностью. Исходя из целей и задач, доку-мент направлен на упорядочение миграционных потоков как средство обеспечение нацио-нальной безопасности. Уделяется внимание необходимости особой информационной поли-тики в отношении мигрантов: «формирование общественного мнения, способствующего эф-фективной реализации политики в области регулирования миграционных процессов в Рос-сийской Федерации; содействие средствам массовой информации в объективном информи-ровании населения Российской Федерации о проблемах мигрантов».
В области обеспечения контроля над иммиграционными процессами в Российской Федерации предлагается:
 разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории Российской Федерации;
 совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории Российской Федерации, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;
 усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Фе-дерации за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
 повышение ответственности руководителей организаций независимо от их организа-ционно-правовой формы за использование труда нелегальных иностранных рабочих;
 обеспечение прав иммигрантов и контроль за соблюдением ими своих обязанностей, содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания;
 реализация мер по репатриации незаконных иммигрантов из Российской Федерации в государства гражданской принадлежности или постоянного проживания.
В области создания условий для интеграции вынужденных мигрантов планируется установление квот расселения по регионам, способствование более тесному взаимопонима-нию между переселенцами и местными жителями, создание условий для социально-бытового обустройства вынужденных мигрантов. Однако, на наш взгляд, данный раздел Концепции недостаточно проработан.
В Концепции рассматриваются меры по  вхождению Российской Федерации в между-народный рынок труда и регулированию экономической миграции, созданию условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания в Российской Федерации и временно на-ходящихся на других территориях страны, содействию добровольному переселению сооте-чественников из государств - участников Содружества Независимых Государств и госу-дарств Балтии и др.
Хотя Концепция предполагает депортацию как средство борьбы с нелегальной мигра-цией, она не предусматривает механизм легализации, с помощью которого также можно бы-ло бы решать эту проблему. Странным является также то, что нет упоминаний о возможно-сти контрактирования иностранной рабочей силы, хотя такая мера могла бы послужить на-дёжным подспорьем в борьбе с нелегальной иммиграцией.
Слабым местом данной Концепции является то, что представлен лишь один аспект миграционной политики РФ и совершенно не упоминается проблема регулирования выезда из страны. Вместе с тем, с распадом Советского Союза в 1991 году и последовавшем вслед за этим глубоким структурным кризисом появилась тенденция эмиграции из страны наибо-лее высококвалифицированных кадров – по разным оценкам, выезд только учёных из страны достиг за период 1991-2002 гг. от 200 до 800 тыс. человек. Причины массового выезда уче-ных за рубеж связаны с резким сокращением расходов в нашей стране на научные исследо-вания и разработки, безработицей и сокращением заработной платы в сфере НИОКР. Рост интеллектуальной эмиграции вызывает угрозы национальной, в том числе экономической, информационной и стратегической, безопасности России. Во-первых, это усиливает техно-логическое отставание России от наиболее развитых стран. Во-вторых, интеллектуальная эмиграция разрушает сложившиеся научные школы России. Главным для предотвращения негативных последствий и угроз, связанных с «утечкой умов», представляется осознание властью и обществом важности науки, образования и научно-технического прогресса в це-лом для будущего развития страны.
В целом документ направлен скорее на упорядочение сложившейся ситуации, чем на концептуализацию миграционной политики.

Кисельникова Н., Соколова Т.

#
Avatar for heli_girl спустя 4 дня (13 мая 2007)
heli_girl

Работа хорошая :))), оцениваю на 9 с 1/2 =))

К плюсам работы следует отнести детальный анализ источниковой базы; также в работе отслежены причинно-следственные связи.

К минусам, на мой взгляд, можно отнести отсутствие аргументации относительно связи иммиграции и роста преступности, т.к. данное мнение достаточно распространено в публицистике, но фактически о росте преступности можно говорить лишь в аспекте роста численности населения (т.е. рост преступности более вероятен при росте населения, при этом источник роста не является принципиально важным). Более того, статистика говорит об обратном - более подробно см.Хенкин С. Иммиграционный вызов: испанский случай // Международная экономика и международные отношения. 2006. №7.

P.S. что-то я разговорилась :D

#
Avatar for dev спустя 22 часа (14 мая 2007)
dev

Наша оценка работе – 9. Очень понравилось, что помимо достаточно полного перечня проблем и угроз, связанных с нелегальной иммиграцией, приводятся конкретные пути решения этой проблемы. К менее проработанным сторонам темы следует отнести – исследование и анализ нормативно-правовых актов, регулирующих данный процесс (за исключением Концепции).

#
Avatar for tankistka спустя 1 день (15 мая 2007)
tankistka
Работа довольно интересная, хорошо структурирована, проработана источниковая база, проведен критический анализ основных проблем, связанных с современными миграционными процессами. 10 баллов
#
Avatar for ulya спустя 39 минут (15 мая 2007)
ulya

Работа интересная. Понравилось наличие критической оценки концепции регулирования миграционных процессов в РФ. Хорошо показаны слабые и сильные стороны концепции. В целом, понравилось то, как была преподносена проблема нелегальной иммиграции в РФ, отмечены особенно опасные тенденции и проблемы. Оцениваем работу на 10 баллов.

#
Avatar for meaculpa спустя 53 минуты (15 мая 2007)
meaculpa


Достойная работа. Претензий по содержанию нет. К, сожалению, ничего нового для себя не нашла. Оценю в 9.5.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в дискуссиях.