Avatar for dev 8 мая 2007
dev

Миграционная ситуация в Российской Федерации регулируется на основе норм международного права, которые были приняты в 1993 году:
1. Конвенции ООН о статусе беженца 1951 года;
2. Протокол ООН против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху 1967 г.;
Помимо этого, можно назвать национальные нормативно-правовые акты, посвященные этой проблеме:
3. Конституция РФ, в соответствии с которой, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, а так же право свободно выезжать за ее пределы беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст.27);
4. Федеральный закон «О беженцах» (1993 г.);
5. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах»;
При всем несовершенстве российского миграционного законодательства можно констатировать, что с появление этих законов, а так же Федеральной миграционной программ стало возможным начало разработки
6. Концепции регулирования миграционных процессов в России одобренной Распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. N 256-р.
Согласно Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации миграционные процессы в нашей стране в последние годы определяются рядом факторов, среди которых распад СССР, прозрачность границ, взрыв национализма, межнациональные и этнополитические конфликты. В тоже время - демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижений, развитие рыночных отношений, приближение к мировому рынку труда.
В концепции разъясняются основные, используемые в данном документе, понятия и термины, оценивается миграционная обстановка в России в течение последних десятилетий, описываются цели, принципы и задачи, определяются основные направления регулирования миграционных процессов и механизмы реализации данной концепции.
Отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны миграционных процессов для России. Для решения проблем, связанных с миграционными процессами в России, предлагается добиться, в первую очередь, сокращения нелегальной иммиграции, затем обеспечить необходимые условия для интеграции мигрантов в социальную среду, содействовать более эффективному использованию трудовых ресурсов.
Следует отметить, что по-прежнему довольно серьезной проблемой остается несоответствие федерального и местного законодательств, появления ряда нормативных актов, противоречащим как федеральным законам, так Конституции РФ. Это объясняется тем, что «миграционная картина» в различных регионах различна, а федеральная программа зачастую этого не учитывает. Как и в Европе, иммиграционная политика в России носит ярко выраженный региональный характер. К районам, притягивающим переселенцев относятся такие регионы как Москва и Московская область (около 25%), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (около 20%), Белгородская область (более 5%), Приморский (около 5%) и Краснодарский(3,5%) края.
При проведении миграционной политики Россия использует мультикультурную модель, предполагающую возможность двойного гражданства, широкий доступ к социально-экономическим, политическим и культурным правам. Однако, заметно, что население ряда регионов (особенно являющихся привлекательными для мигрантов с точки зрения постоянного поселения) с трудом принимает прибывших представителей других этнических групп, во многом отличающихся от местного населения образом жизни и традициями.
Как показывает мировая практика, для стран-реципиентов рост иммиграции имеет как положительные так и отрицательные стороны. Для России положительным является то, что за счет иностранных граждан была в значительной степени решена проблема нехватки рабочей силы в трудодефицитных отраслях экономики и регионах страны (нефте- и газодобыча в Западной Сибири, содержание и развитие инфраструктуры в городах-мегаполисах). Кроме того, миграционный приток из-за рубежа позволил более чем наполовину компенсировать естественную убыль населения в России в 1992-2002 гг. Хотя, является ли подобное решение этой проблемы правильным – все еще довольно спорный вопрос.
Однако, экономические и социальные издержки иммиграционной политики, проводившейся в России в 90-е гг., оказались гораздо весомее, чем приобретения. Это связано, прежде всего, с такой типичной для всех принимающих трудовые ресурсы из-за рубежа стран, проблемой как нелегальная иммиграция. Ее развитие обуславливается, прежде всего:
- слабостью законодательства в отношении въезда, пребывания и занятости иностранцев;
- отсутствием эффективной системы иммиграционного контроля;
- прозрачностью границ со странам СНГ;
- наличием влиятельных диаспор, связи которых с этнической родиной облегчают начальный этап миграции и провоцируют ее  дальнейшее развитие;
- географическим положением России, удобным для транзита из Азии в Европу;
- высоким уровнем и быстрым ростом теневой экономики и коррупции части властного аппарата.
Нелегальная иммиграция несет за собой значительные негативные последствия, которые являются серьезными вызовами национальной безопасности РФ:
- утечка из России в масштабных объемах финансовых, в том числе и валютных, средств за счет ухода от уплаты налогов и приобретения западной валюты с последующим переводом ее на родину;
- формирование «иноземных» этнических анклавов в регионах страны, не испытывающих недостатка в трудовых ресурсах. Из-за наплыва иммигрантов там усложняется ситуация на рынке труда (южные регионы России – Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, нижнее и среднее Поволжье). Эти расширяющиеся анклавы носят все более закрытый характер, игнорируют российские законы и обычаи коренного населения, что все чаще проводит к межнациональным конфликтам;
- растущие претензии нелегальных иммигрантов, включая их многочисленных родственников, на пользование дефицитными услугами социальной инфраструктуры нашей страны (здравоохранение, образование), что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим и утяжеляет нагрузку на местные бюджеты.
- активизация нелегалов в финансировании теневого и криминального бизнеса. Иммигрантское население часто занято в теневой экономике, что усиливает анти-иммигрантские настроения местного населения, особенно по отношению к выходцам с Северного Кавказа и Закавказья. Вместе с тем, институт прописки совершенно очевидно препятствует образованию в Москве компактных поселений иммигрантов, как в европейских городах. В противном случае, здесь давно бы уже образовались чеченский, армянский, азербайджанский кварталы, что значительно обострило бы социальную напряженность в столице.
Решение иммиграционных проблем определенно требует значительных затрат времени и средств. Они могут быть существенно сокращены за счет разработки и реализации эффективных мер оперативного характера. Главными направлениями эмиграционной политики должны стать обеспечение привлекательных материальных условий использования высококвалифицированного труда в отечественной экономике и  возращение уехавших специалистов, иммиграционной – ужесточение контроля за въездом иностранной рабочей силы и трудоустройство русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья. Поскольку возможности по оказанию помощи мигрантам ограничены, следует сосредоточить усилия государства на устранении препятствий для самообустройства мигрантов, на всемерной поддержке их инициативы и самостоятельности. Необходимо добиться того, чтобы миграционные процессы в Российской Федерации стали позитивным фактором, способствующим развитию экономики, улучшению демографической ситуации и обеспечению безопасности страны.

#
Avatar for dav спустя 4 дня (13 мая 2007)
dav

Работа выполнена Анастасией Дергуновой и Кондратовой Ольгой

#
Avatar for heli_girl спустя 25 минут (13 мая 2007)
heli_girl

Ставлю твёрдую 8,5... почти 9 :)

К достоинствам работы можно отнести хороший анализ существующего законодательства в области регулирования миграционных процессов (в т.ч. приведены универсальные законодательные документы), также в эссе установлены причинно-следственные связи и дана оценка приоритетов миграционной политики.

К незначительным недостаткам работы, на мой взгляд, можно отнести отсутствие доказательства функционирования мультикультурной модели иммиграционной политики в РФ

#
Avatar for tigress спустя 22 часа (14 мая 2007)
tigress

В целом хорошая работа. Показна точка зрения авторов, хороший аналитический блок. Однако при прочтении работы не понятно, почему стали привлекательтные те или иные регионы для иммграции
Общая оценка- 9

#
Avatar for dev спустя 23 часа (15 мая 2007)
dev

Список используемых источников:

  1. Конституция РФ;
  2. Концепция регулирования миграционных процессов в России одобренной Распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. N 256-р;
  3. Беженцы и вынужденные переселенцы в России/ Европы и Россия: проблемы южного направления, - М.: Интердиалект +, 1999, с.434-441.
  4. Орешкин В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов/ Мировая экономика и международные отношения, 2004, №3, с. 74-80.
#
Avatar for an_na спустя 1 час (15 мая 2007)
an_na

Данную работу мы оцениваем га 9-10 баллов. Чётко выявлены проблемы национальной безопасности в области миграционных процессов. Проработана сама структура работы. Несомненно вызывает список использованной литературы.

#
Avatar for reginasuper спустя 2 часа (15 мая 2007)
reginasuper

Работа хорошая, проблематка миграционных процессов изучена глубоко,но сейчас 2007г., многое изменилось.Те документы, на которых основывается работа немного устарели.Хочется чего-нибудь новенького!И разве наш регион не является достаточно приятягательным для переселенцев?Наша оценка-9

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в дискуссиях.