Avatar for noname21 22 мая 2007
noname21

Ислам и исламизм в глобальном мире или выживет только сильнейший

Процесс глобализации, связанный с расширением и увеличением протяженности и интенсивности экономических, а также культурных связей по всему миру, в XXI веке стал развиваться еще стремительней. Мир, в котором мы живем, стал с одной стороны более целостным, а с другой – уязвимым. Человечество вступило в крайне сложную эпоху своего существования, когда мир одновременно организуется и хаотизируется, глобализируется и локализуется, объединяется и разделяется. Глобализация приводит к тому, что появляются тенденции противоположной направленности, в обществе усиливаются радикальные, экстремистские течения. Наиболее подверженным таким тенденциям оказался исламский мир. Так сложилось, что именно исламский мир наиболее остро отреагировал на распространение глобализации, которая, прежде всего, основывается на распространении западных ценностей по всему миру.
Ислам в его историческом развитии прекрасно адаптируется к изменяющимся условиям общественного бытия, в том числе — к господствующим идеологическим течениям, свидетельство чему — вся история этой религии, в том числе XX века. Однако там, как и в любой другой среде, появились люди, недовольные чрезмерной либерализацией нравов и восхвалением западного образа жизни. Исламский экстремизм в таком случае можно рассматривать как защитную реакцию на неумеренную адаптацию, грозящую самоуничтожением ислама [1], а исламизм – как попытку не допустить дальнейшего распространения западных демократических ценностей.

Очевидно, что атакам экстремистов подвергались все страны без исключения, в том числе и мусульманские, но все эти события до определенного момента воспринимались как локальные. Однако уже в конце ХХ в. явление исламизма охватило весь мир, и ситуация в мире сложилась таким образом, что исламский экстремизм выглядит как сила, которую наиболее серьезно воспринимает самая могущественная держава – США. Здесь свою роль сыграли теракты 11 сентября 2001 г. Мусульманский мир, особенно после 11 сентября, подвергается очень массированному давлению со стороны ряда стран Запада и, прежде всего, США и их многочисленных союзников в связи с тем, что исламский мир является генератором и спонсором международного терроризма. Несмотря на то, что эти теракты совершила некая группа лиц, которая, возможно, лишь прикрывалась исламскими ценностями, весь груз ответственности за произошедшее лег на плечи всего исламского мира, а понятие «международный терроризм», так или иначе, стало ассоциироваться во всем мире с исламом и исламизмом. Создается впечатление, что США объявили войну не международному терроризму, а исламу. Однако, в чем же причина? Почему именно исламский фактор представляет собой угрозу для Запада? Если рассматривать эту проблему с марксистской точки зрения, то необходимо признать, что глобализация отразилась на исламских странах преимущественно негативно. Двери глобальной экономики оказались для них в целом закрыты, а влияние крупных ТНК способствовало лишь еще большему расслоению населения на бедных и богатых, что уже само по себе является благоприятной почвой для распространения радикальных, экстремистских идей. Культура этих стран по-прежнему очень далека от западной, а традиции и обычаи выдержали испытание на прочность. Поскольку исламские культуры, в отличие от христианских, не заняты постоянной выработкой новых и пересмотром старых мировоззрений, ислам продолжает определять повседневную жизнь верующих мусульман, удерживая ее от радикальных перемен [2]. Таким образом они пытаются создать некую стабильность, чтобы поддерживать порядок в стране. Современные исламские авторы, приверженцы идеологии панарабизма, также не принимают существующий миропорядок, возникший, по их мнению, в результате «западной колонизации». Они отрицают существование отдельного национального государства и требуют вернуться к идее халифата – «исламского идеального государства». Именно поэтому происходит рост политического влияния исламского фундаментализма, который тотально отвергает западную модель политического развития [3].

Несомненно, исламизм, исламский фундаментализм сам по себе представляет большую угрозу, справиться с которой в одиночку не под силу ни НАТО, ни тем более ООН. На мой взгляд, мировое сообщество в первую очередь должно осознать тот факт, что угроза исходит не от ислама, а от крайних форм его проявления. Чтобы решить эту проблему, необходимо включать в диалог и представителей мусульманских стран, так как именно они, как никто другой, имеют четкое представление, с кем им приходится бороться. В дальнейшем развитие ситуации будет зависеть от того, сможет ли ислам выиграть идейную борьбу с исламизмом, так как именно идея является ключевым фактором, лежащим в основе этих двух течений.

Тем не менее, глобализация, как это ни странно, наряду с утверждением унифицированной культурной и идеологической модели, выкроенной по западным неолиберальным стандартам, стимулирует появление нового формата исламского мира. Хотелось бы надеяться, что в новом исламском мире не будет места радикальному исламу и экстремизму.

  1. «Исламизм: глобальная угроза?» http://niiss.ru/hyper.shtml
  2. В. Федотова. Терроризм и глобализация. http://www.politnauka.org/library/konflikt/fedotova.php
  3. С.Г. Еремеев. Вызовы глобализации: Этнический и религиозный экстремизм в современном мире. http://anthropology.ru/ru/texts/eremeev/terror.html
#
Avatar for lm спустя 21 час (23 мая 2007)
lm

не совсем понял: вначале говорилось о том, что ислам прекрасно адаптируется, а потом - что консервируется в закрытом обществе.. )))
радикализация ислама вполне логична..: вековое неумение нормально приспосабливаться к жизни, привычка ездить на верблюде по пустыне и курить гашиш по вечерам не дают возможности нормально заработать. на нефти наживаются единицы, а остальные - просто не хотят трудится. взрощено общество лентяев.. кошмар!
стоит отметить, что это касается не всего ислама и не только ислама... тут речь идет именно о регионе, из которого вся эта ерунда и проистекает!

#
Avatar for noname21 спустя 1 час (23 мая 2007)
noname21

Леня, другой реакции от тебя я и не ожидала=) конечно, исламский мир меняется, но там остаются люди, которые всячески препятствуют прогрессу!!! да, арабы ездят на верблюдах, но когда они с него слазят - это вполне вменяемые люди, которые способны думать даже вполне логично=) просто в этом регионе (где обитают верблюды=) сосредоточено очень много проблем, решить которые пока никто не смог!

#
Avatar for jetty спустя 1 день (24 мая 2007)
jetty

This is a hard topic :-)))) Why can we live as ONE???

#
Avatar for laura спустя 1 час (24 мая 2007)
laura

Привет!!!это сообщение для всех!Согласно заданию, мы должны оценить работы друг друга по 10 бал. шкале. Таким образом, отводим по 2 балла на каждый из 5 критериев!
Если я ставлю 2 балла за один пункт, то все у вас идеально, и придраться не к чему. Тогда без комментариев. 1 или 0 – я объясняю! таковы мои правила! И без обид!вы в любом случае все прекрасны!!!
Разрешите начать 

Актуальность 2
Структура 1
Использование источников и лит-ры 2
Аргументация 2
Собственная позиция 2
итого 9

Надя, работа очень хорошая!и почему ты не на востоковедении?Мне все понравилось, потому и по 2 балла. Один только момент: имеет смысл разбить основную часть. тяжеловато читать. Просто хотя бы на 3 абзаца разделить. а так все отлично!

#
Avatar for defri спустя 23 часа (25 мая 2007)
defri

По вопросу ислама и исламизма я с тобой полностью согласен. Я считаю, что глобализация это нормальное явление, в том числе и для исламского мира. Но надо оговориться: я считаю, что полной свободы быть не должно. Например, я считаю,что гомосексуализм это вредит здоровью нации, я считаю, что гражданский брак для неколторых людей может и хорошо, но для общества в целом, это ничего, кроме неприятностей не принесет.
Я так же согласен, что многие люди, для решения своих корыстных политический интересов используют ислам. С другой стороны непросвещенные люди ассоциируют ислам с терроризмом. Поэтому ите и другие государства должны сделать максимум для просвещения своих граждан. Чаще организовывать диалоги. Еще хотелось бы сказать,что надо меньше снимать фильмы, где показывают террористов, но якобы они мусульмане, тогда и ненависти взаимной не будет места.

#
Avatar for jetty спустя 3 часа (25 мая 2007)
jetty

I don't so agree with Defri, why we have to reduce watching films??? From films we can learn many things??? See the last film Pirates of Carabien 3. There we can learn how was International relations :)

#
Avatar for defri спустя 23 часа (26 мая 2007)
defri

Hehehe Jetty, i think you didnt understand well what i wrote, and didnt read my comments well. I said, «надо меньше снимать фильмы, где показывают террористов, но якобы они мусульмане, тогда и ненависти взаимной не будет места». So it doesnt mean that we have to reduce watching films AT ALL.

#
Avatar for jetty спустя 55 минут (26 мая 2007)
jetty

Defri...I think you don't understand what i think too. Or even it is just terrorism film why should we reduce??? No need to reduce watching film about terrorism. You already grow up and you know what is true and wrong. No need to reduce at all :P Just watch what you want to watch :P

#
Avatar for mk_ya спустя 12 часов (27 мая 2007)
mk_ya

Надя, мне понравилось!
Леня, что ты все про свои колючки!!! Речь ведь не о том, что они работать не умеют или еще чего-то не умеют. Есть и другие страны, где население еще беднее, но ведь они от этого крушат лишь свои предместья, латиносы например, что вполне логично и было всегда. Другое дело, когда мировая религия начинает ассоциироваться с терроризмом, и это никак не связано с бедностью и колючками, и с верблюдами тоже не связано. Мне это, примитивно говоря, кажется гигантской «исламистской сектой» внутри самого ислама, с их шахидками и камикадзе. Проблема в том, что огромные массы людей ведутся на эту пропаганду и выходят на улицы, жгут флаги и тд и тп. Надо различать, где террористы, а где жертвы исламистского терроризма, не жертвы – христиане, с ними все понятно, а жертвы – мусульмане.
Мне кажется, очень правильный вывод, 10 баллов!

#
Avatar for jetty спустя 4 часа (27 мая 2007)
jetty

Nadya, Although I don't understand all but I got the point of the essay. I give 10 points of this essay.

#
Avatar for vicki спустя 5 часов (27 мая 2007)
vicki

Мне кажется, что было бы уместно (хотя мы все и представляем) обозначить разницу между «исламским», «исламистким» и «мусульманским». Так же у меня все-таки остался вопрос, исламизм в глобальном мире как угроза, с твоей точки зрения, больше всего относится к террористическим группам (кот. возможно исповедуют ислам), чьи действия направлены против Запада, стремительному увеличению доли мусульманского населения в Европе и Сев. Америке или к clash of cultures? В целом, несмотря на это, работа Нади интересная, крайне актуальная и хорошо структурированная, с привлечением литературы по теме, и заслуживает высокой положительной оценки в 10 баллов.
С моей точки зрения, ислам это религия мира, а радикальные направления есть практически в любых религиях, партиях, движения, вспомним хотя бы «Черные пантеры», радикалисткую ветвь движения за гражданские права афроамериканцев в США в 1960-е.

#
Avatar for nurinda спустя 5 часов (27 мая 2007)
nurinda

according to what Vika said, i agree with her point of view, that radicalism is not only in one religion. it can be anywhere, everywhere. of course i dont agree also using criminalism for reaching the goals.especially based on the name of religion.
Dear Nadya, lovely essay. first, i like it, because it is about Islam, as my foundation of live :). through yr writing, it can open my eyes and my heart more about what world says about islam so that i can retrospect my self well. over all, i think you wrote good. about all criterias that you should write.
wonderful, 10 points.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в дискуссиях.