Avatar for medved 24 апреля 2007
medved

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
(Редакция на 03.01.2003)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Данный федеральный закон является одним из важнейших пунктов в защите национальной безопасности. Из содержания статьи можно выделить две такие цели:
- во-первых, защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, пресечение поступления в экономику указанных средств и противодействие финансированию терроризма;
- во-вторых, создание правового механизма, законодательных основ регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
На практике могут возникнуть вопросы по применению статьи 5 Федерального закона. Например, вправе ли кредитная организация, направляя в уполномоченный орган сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, не включать в свое сообщение информацию об операциях, сведения о которых могут сообщить организации, непосредственно их осуществляющие (страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации)?
Комитет РФ по финансовому мониторингу следующим образом рассматривает данную ситуацию. Статьей 5 Федерального закона установлен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые возлагается обязанность представлять в уполномоченный орган сведения, предусмотренные ст. 7 Федерального закона.
В статье 6 Федерального закона определен исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны быть направлены в уполномоченный орган.
При этом в Федеральном законе отсутствует указание на то, что организации, перечисленные в ст. 5 Федерального закона, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям (п. 1 ст. 6 Федерального закона), которые соответствуют направлениям их деятельности - банковской, страховой, лизинговой и т.п.
Таким образом, в отчет кредитной организации, направляемый уполномоченному органу, должны быть включены сведения по всем операциям на сумму, равную или превышающую 600000 рублей, указанным в п. 1 ст. 6 Федерального закона (в том числе и по операциям, предусмотренным подп. 4, - «иные сделки с движимым имуществом»), в случае, если она располагает информацией о таких операциях в результате осуществления банковской деятельности.
Также возникал вопрос, обязана ли небанковская кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на осуществление банковских операций, в соответствии с Федеральным законом осуществлять меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Статья 5 Федерального закона содержит перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым, в частности, относятся и кредитные организации.
Учитывая, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» небанковские кредитные организации наряду с банками являются кредитными организациями, небанковские кредитные организации должны осуществлять обязательные процедуры внутреннего контроля в соответствии с Федеральным законом.
Так же в законе присутствует ряд вопросов, для решения которых необходимо обращаться к другим законодательным актам. Например:
Необходимо ли кредитной организации предпринимать меры по установлению и идентификации выгодоприобретателя при осуществлении клиентом платежей по договору финансирования под уступку денежного требования?
Исходя из пункта 1.2 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение N 262-П), под выгодоприобретателем следует понимать лицо, которое, не являясь непосредственно участником операции, получает выгоду от ее проведения. При этом, совершая в интересах другого лица банковские операции и иные сделки, клиент может действовать на основании различных договоров, в частности, агентского договора, договоров поручения, комиссии, доверительного управления (то есть перечень гражданско-правовых договоров, указанных в пункте 1.2 Положения N 262-П, не является исчерпывающим).
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона и Положения N 262-П кредитные организации должны предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации выгодоприобретателей вне зависимости от гражданско-правовых оснований совершения операции с денежными средствами или иным имуществом.
Какие квалификационные требования предъявляются к ответственному сотруднику по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) филиала кредитной организации?
Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в том числе Указанием Банка России от 09.08.2004 N 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях» (далее - Указание N 1486-У), не установлены непосредственно квалификационные требования к ответственному сотруднику по ПОД/ФТ филиала кредитной организации.
Подпадают ли под запрет, установленный абзацем третьим пункта 5 статьи 7 Федерального закона, действия кредитной организации по продлению договора банковского вклада без личного присутствия физического лица, если по истечении срока действия договора срочного вклада вкладчик не требует возврата суммы вклада?
В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 7 Федерального закона кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя.
Вместе с тем пунктом 4 статьи 837 ГК РФ установлено, что в случаях, когда вкладчик не требует возврата суммы срочного вклада по истечении срока либо суммы вклада, внесенного на иных условиях возврата, по наступлении предусмотренных договором обстоятельств, договор банковского вклада считается продленным на условиях договора до востребования, если иное не предусмотрено договором.
Таким образом, в рамках указанных выше правоотношений речь идет не об открытии нового вклада, а об изменении условий ранее заключенного договора (в частности, условий возврата вклада по требованию вкладчика, начисления процентов в размере, установленном для вкладов до востребования).
Учитывая вышеизложенное, изменение условий ранее заключенного договора без личного присутствия вкладчика или его представителя не является нарушением требований абзаца третьего пункта 5 статьи 7 Федерального закона.
Таким образом, мы видим, что этот документ является не до конца проработанным, и в нем остаются «лазейки» для того чтобы обойти законы. Все эти дыры в данном документе, приводят к тому, что личности, отмывающие деньги, будут делать это, а соответственно терроризм, обороты наркотиков и оружия и т.д будут спонсироваться дальше. Учитывая всё вышесказанное, можно увидеть, что некоторые пункты требуют пересмотра, а некоторые следует исключить.

ИСТОЧНИКИ

1)Интернет

2)ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 115-ФЗ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА» от 
7 августа 2001 г.

3) Указание Банка России от 09.08.2004 N 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях»

4) Положение Банка России от 19.08.2004 N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

5) Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

#
Avatar for arslanova спустя 19 дней (14 мая 2007)
Екатерина Михайленко сотрудник

Здравствуйте,

выполненная работа несомненно представляет интерес, поскольку тематика связанная с преступлениями в экономической сфере и, в частности роль федерального закона РФ, является актуальным.
Достоинством работы представляется анализ Федерального закона «О противодействии легализации...» и внесение комментариев к нему, рассмотрение слабых сторон этого договора.
Однако если оценивать работу по 4 критериям: структура работы, содержание, доказательность аргументов и источниковая база - оценка может быть только 7 из 10. В первую очередь, это связано с тем, что работа слабо структурирована, не поставлена проблема и не выявлена роль данного вопроса в общем блоке вопросов проблем национальной безопасности РФ, источниковая база также вызывает вопросы - «Интернет» ?
Задание было групповым - поэтому с кем в группе Вы его выполняли?
С уважением,
Арсланова

#
Avatar for medved спустя 1 день (15 мая 2007)
medved

Я выполнял работу один, так как уезжал на две недели, и постарался сдать работу до отъезда. Работу сдал самым первым, так что ориентиров небыло, да и пункт о том что работу надо было делать в группе прочитал гораздо позже, чем сдал работу.

С уважением Михальков Михаил.

#
Avatar for medved спустя 8 часов (15 мая 2007)
medved

Что то комментов не наблюдается особо, а я ведь жду. Видимо так нравиться эссе, что от даже комментировать неохото))

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в дискуссиях.