В новый 2007 год — с новыми программами!

В текущем учебном году Ученый совет факультета неоднократно обсуждал вопросы улучшения содержания образовательных программ и их привлекательности. Нас не гипнотизирует тот факт, что сегодня факультет является наиболее востребованным в Уральском регионе. Все наши хорошо учившиеся выпускники практически сходу занимают высокооплачиваемые и карьерные должности (они работают в администрации Президента РФ, в структурах МИД, в банках, в силовых структурах, в турфирмах, частных и государственных предприятиях, развивающих зарубежные контакты). Находят приличную работу выпускники, которым обучение давалось с трудом. Я уже не говорю о том, что все наши студенты конкурентоспособны при продолжении обучения в МГИМО и зарубежных вузах.

Тем не менее, высшее образование не стоит на месте. На днях Коллегия Минобрнауки обсудила стандарты высшего образования «нового, третьего поколения» (к примеру, см. ссылку). Они приближены к требованиям Болонского процесса. Тем, кто хотя бы немного знает болонскую систему организации высшего образования, ясно, что внедрение ее механизмов оценки содержания и качества образования, компетенций, мобильности и др. потребует колоссальных интеллектуальных и финансовых усилий. В конкурентной борьбе за «высшую лигу» в образовании выживут только финансово сильные и умные.

До сих пор нашим несомненным преимуществом являлось соответствие вызовам времени в сфере образования и на рынке труда.

Обратимся к новому в образовательных стандартах понятию «компетенции». Согласно «Википедии», компетенция (от англ. competence) — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Так же под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. д. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала. Cовокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью. Следует разделять общую компетенцию (от англ. competence) и отдельные компетенции (от англ. competency).

Я знаю нескольких наших выпускников, которые стоят во главе, например, групп программистов или компаний транспортной логистики. В первом случае в их подчинении находятся выпускники матмеха и радиофака, а во втором – технических вузов, где логистика является предметом профессиональной подготовки.

Поэтому, когда слышу вопрос о том, к какому конкретному виду деятельности мы готовим наших выпускников, затрудняюсь в поисках простого ответа. Ответ мог бы быть таким: стремимся к формированию у выпускника столь развитой общей современной компетенции, навыков, чтобы он мог освоить максимально возможное количество отдельных компетенций. Мы не учим выпускников «закручивать одну гайку». Наши выпускники должны с легкостью осваивать широкую номенклатуру узких профессий, как минимум, в диапазоне гуманитарных, экономических, управленческих, масс-медийных областей.

Внедрение новой магистерской программы Master's Degree in International Relation's (Global and Regional Security) на английском языке связано, во-первых, с тем, что в рамках международной мобильности магистрантов используется английский язык. Отсутствие курсов на английском языке может стать серьезным препятствием для включения нашего факультета в международные программы обменов. Во-вторых, курс составлен с учетом стандартов дисциплин в международных вузах, отсюда легко узнаваемых и оцениваемых системой ECTS. В-третьих, в целях совместной профессиональной подготовки экспертов в области международной и региональной безопасности мы сотрудничаем с нашими партнерами из европейских университетов (Германии, Чехии, Италии, Великобритании), со Swedish Nuclear Power Inspectorate, с ЮНЕСКО, с Центром европейской безопасности, с Представительством Европейской Комиссии в Москве. Проводимая в феврале Зимняя Академия НАТО находится в ряду мероприятий, направленных на установление прямого диалога с организациями, находящимися в поле проблем международной и региональной безопасности. Осенью планируется проведение на базе УрГУ школы при поддержке Европейской Комиссии.

Российский блок компетенций будущего эксперта в области международной и региональной безопасности формируется на основе сотрудничества с нашими непосредственными региональными партнерами – Министерством международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, Представительством МИД РФ в Екатеринбурге, организациями, занимающимися внешнеэкономической деятельностью.

Обучающиеся в магистратуре имеют возможность получить диплом Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций.

Отличные перспективы имеет дальнейшее развитие заочного обучения по направлению регионоведение (России и стран СНГ), которое ведет кафедра регионоведения России и СНГ.

Кафедра иностранных языков регионов сделала сильный шаг в развитии немецкого языка на факультете, пригласив в университет Центр изучения немецкого языка — партнера Немецкого культурного центра им. Гете (Германия).

Кафедра востоковедения продолжает наращивать свое присутствие в дальневосточном регионе, используя потенциал двусторонних межвузовских контактов.

Открытие кафедры Европейских исследований стало логическим результатом роста кадрового состава факультета (защиты докторской диссертации А.Г. Нестеровым и ряда кандидатских диссертаций по региональной тематике) и наличием потребностей рынка в специалистах-регионоведах. Инфрастуктура регионоведческой подготовки подкреплена наличием Центра информации Европейского Союза, тесными контактами с Представительством ЕС в Москве, с европейскими университетами, с работодателями. В настоящее время разрабатывается новая магистерская программа международно-регионального экономического профиля. Будем ждать инициатив кафедры в предложении прагматичных прикладных образовательных программ.

В настоящее время факультет подал заявку на вхождение в сеть европейских университетов по программе «Эразмус Мундус» (направления бакалавриата, магистратуры, доктората).

Студентам и магистрантам ФМО открыты десятки международных программ, информация о которых постоянно выставляется на сайте ФМО.

В рамках договора с университетом Болоньи о сотрудничестве в магистерской подготовке объявляется конкурс на обучение в партнерском университете на срок от одного до двух семестров (обязательно знание англ. языка и желательно также итальянского). Обращаться к декану.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в дискуссиях.