Avatar for magictime 12 марта 2006
magictime
Марина Соловьёва прислала нам свою статью о новинках лондонской архитектуры, а также соответствующие фотографии. Материал публикуется впервые.

Текст и фото: 2006 © Марина Соловьёва

Постмодернистская архитектура одного из крупнейших мегаполисов мира, созданная новым поколением профессионалов, воспитанных в девяностые годы на технологиях компьютерного дизайна — вот современное лицо Великобритании. Молодые творцы, свободные от скованности линейной геометрии, могут позволить себе совершенно новую степень свободы и воображения. Компьютерная графика и инженерия превращает самые невообразимые фигуры в реальность. Язык молодых архитекторов это свет и форма. Именно то, за чем стоит ехать в Лондон сегодня.

Если вы, отправляясь на недельку в британскую столицу, считаете своей программой максимум Биг-Бэн, музей мадам Тюссо, Национальную галерею и ещё несколько широко известных достопримечательностей, то лучше купите фотоальбом о Лондоне и наслаждайтесь до боли знакомыми силуэтами дома и в тепле, укрывшись пледом и с чашкой английского чая в руках.

Свой книжный облик Лондон поменял после Второй мировой войны и окончательного распада британской колониальной системы. Сто лет спустя после Всемирной Торговой Выставки, лейбористское правительство, вытеснившее Уинстона Черчилля на выборах 1945 года, решилось на организацию фестиваля, целью которого было внести чуточку разнообразия и фривольности в рациональную и монотонную жизнь британской нации военных лет. Тематикой фестиваля не случайно была выбрана архитектура, ведь практически все крупные города королевства были опустошены бомбежками. В Лондоне для участия в фестивале был выбран участок на южном берегу Темзы, а молодой архитектор Хью Кэссон был назначен директором.

Кэссон с командой современников выработал чрезвычайно британскую версию модернизма, в которой чувствовалось влияние скорее скандинавских, нежели французских и немецких предшественников. Британцы с лёгкостью приняли футуристические фигуры и яркие цвета, однако в 1951 году Уинстон Черчилль вновь был избран премьер—министром, и решил вернуть страну к пуританской реальности, разрушив всё, за исключением Королевского Фестивального Холла. Тем не менее, молодое поколение архитекторов уже взялось за дело реконструкции не только столицы, но и всей Великобритании. Их смелые строения в стиле нового британского модернизма стали символами недавно установленного государства всеобщего благосостояния. Жилые дома, госпитали, школы, магазины, разрушенные церкви, взорванные здания — реконструировалось всё, а настроение фестиваля возвращалось к людям. Новая Британия отличалась от старой так же как Диоровский нью лук в моде от довоенной униформы. Архитекторы стали докторами всего общества. Железобетон заменил привычную кирпичную кладку. Многоэтажные строения поднимались в небеса до невообразимых высот, напоминая об Америке — земле всеобщего восхищения.

В 1978 году Ллойдс, одна из самых консервативных страховых компаний основанная в конце 17 века в деловом районе Лондон Сити, поручила молодому и талантливому архитектору Ричарду Роджерсу спроектировать новое помещение для её главного управления. В результате получилось одно из самых поражающе дерзких и футуристических зданий в стиле хай—тек в мире. В начале семидесятых Ричард Роджерс уже широко прославился своим участием в строительстве центра Помпиду в Париже, который немедленно был провозглашен «самым популярным зданием во Франции». Некоторые элементы радикального дизайна управления Ллойдс и центра Помпиду очень схожи. Все вертикальные структуры и техническое обслуживание, включая лифты и эскалаторы, расположены с наружной стороны здания, оставляя внутри огромные пространства, предназначенные для офисов. Позже было добавлено цветное освещение, так что ночью этот стальной гигант поражает воображение не меньше, чем днём. Кроме того кафе на первом этаже открыто для всех посетителей.

Буквально напротив управления Ллойдс на улице Сэнт Мэри Экс двумя десятилетиями позже возвысился округлый, напоминающий ядро и отражающий небо стеклянный небоскрёб. Швейцарская контора была названа первым в Лондоне экологически чистым высотным строением. Являясь частью городского плана по низкому потреблению электроэнергии, это уникальное здание также можно назвать гигантским воздухоочистителем. Затхлый воздух поступает в зелёные насаждения, интегрированные прямо в офисное пространство, и вновь наполняется кислородом за счёт огромного количества растений.

Архитекторы постмодернизма воевали со своим собственным сознанием. Уже ничто не могло остановить тех перемен, которые принесло с собой новое время. Один грандиозный проект следовал за другим. Здание №1 Поултри, секретная служба М16 на Вауксхолле, набережная Эмбанкмент, Албан гэйт, охватившие лондонскую стену, даже супермаркет Сэйнсбири в стиле хай—тек в Кэмден таун. Одним словом, Лондон разрастался, превращаясь в крупнейший деловой и культурный центр с населением в восемь миллионов человек всех рас и национальностей. Принц Чарльз Уэльский неоднократно выступал с критикой новой британской архитектуры и призывал людей этой профессии думать не только о воплощении своих идей, деньгах, но и о целостном облике Великобритании.

Ранние годы правления Маргарет Тэтчер в начале восьмидесятых были периодом расцвета индустрии недвижимости в Лондоне. Избегаемый всеми, с тех пор как судна для перевозки грузов перестали обслуживаться на Темзе и десятилетиями стояли заброшенными, район Кэнэри Уарф, расположенный на острове в бассейне Лондона, был практически нетронут современными постройками. Его реконструкция была задумана по примеру американских мегаполисов и должна была дополнить золотой финансовый треугольник наравне с Нью-Йорком и Токио, потому что строения Лондон Сити, традиционного финансового центра, не были способны соревноваться с напором новых технологий так необходимых, чтобы в новом веке конкурировать на денежном рынке.

В 1991 году началось строительство знаменитого туннеля пол Ла-Маншем. Отныне из самого центра Лондона за два с половиной часа на поезде Евростар можно попасть в самое сердце Парижа или Брюсселя. Сегодня международный терминал станции Ватерлоо стеклянными панелями своей крыши скорее напоминает современный аэропорт, а прямо на выходе из него открывается великолепная панорама на гигантское колесо обозрения Лондонский глаз, построенное на заре 21 века и всего за несколько лет успевшее стать одним из символов Лондона. Здесь же рядом расположен крупнейший в Великобритании трёхмерный кинотеатр Аймакс, сделанный из стекла в форме цилиндра и оснащенный флуоресцентным освещением.

Британцев принято считать консервативным народом, однако Лондон в эпоху постмодернизма стал местом скопления и осуществления самых безумных и креативных идей. Молодые и талантливые со всего мира едут сюда, для того чтобы найти вдохновение и воплотить в жизнь свои фантазии — и воплощают, а весь мир потом их повторяет. Британцы и сами признаются, что инновации — это единственная национальная промышленность, суть которой не только в способности генерировать идеи, но что самое главное, в умение их продавать. Мода, дизайн, развлечения, архитектура — во всём этом Лондон уверенно идёт впереди планеты всей, оставив позади другие столицы мира.

  • Дружный к окружающей среде небоскреб на улице Сент Мэри Экс виден издалека
  • Здание страховой компании Ллойдс
  • Колесо обозрения Лондонский глаз -- один из символов Лондона нового тысячелетия
  • Лондон Сити
  • Международный терминал станции Ватерлоо
  • Мост Миллениум через Темзу был построен в 2001 году
  • Мост на набережной Эмбанкмент
  • Офисный район в дневное время
  • Стеклянная капсула -- вход в станцию метро Кэнари Уарф. Лондон -- столица проведения Олимпийский игр 2012 года под девизом "Make Britain proud"

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в дискуссиях.