Как рассказывалось на НТВ и ОРТ, планируется установить памятник большой тройке сразу в двух городах России. На меня это известие произвело тягостное впечатление: по-моему, мы имеем дело с «ползучей реабилитацией» (Известия) Сталина. Сначала обсуждалась возможность вернуть Волгограду название Сталинград. Затем Грызлов публично назвал Сталина большой, если не великой исторической фигурой (точную цитату не помню). Было и еще что-то подобное. И вот теперь дело дошло до памятников.

Я категорически возражаю против аргумента, что это памятник Победе, а не лично Сталину, и потому его можно установить. Это в любом случае увековечение Сталина, его возвеличивание, что-то, чего не было со времен Хрущева или, в крайнем случае, Брежнева.

Недавно - на прошлой неделе - по ТВ прошел документальный фильм «Георгий Жженов - русский крест». Он о судьбе человека, пострадавшего от сталинских репрессий, о его судьбе, в которой отразились судьбы тысяч и тысяч. Узнав о той эпохе хотя бы по одному этому фильму, невозможно снова превозносить автора этой эпохи. Как же это у нас в стране получается?

#
photo спустя 3 часа (1 апреля 2005)
agn

сотрудник

В продолжение: в якутском поселке Мирный (это центр алмазодобывающего района) решено возвести бюст Сталина. И Победа здесь вообще не причем.
Ваше мнение?

#
Avatar for albert спустя 1 день (2 апреля 2005)
albert
Сначала немного информации. Я захотел поподробнее узнать о бюсте в Мирном, набрал в поисковой системе «Бюст Сталина», про Мирный не нашел, но обнаружил, что в 2003г. бюст Сталину был установлеен в Ишиме (Тюм. обл.), в Челябинске ( школа №2 ЮУЖД). В Махачкале открыта мемориальная плита, но созданию памятника воспротивились в горадминистрации. Бывший губернатор Калиниградской области Горбенко инициировал установку бюста вождя в Калининграде в честь 60-летия образования области, но приехал либерал Греф, сказал, что идея «несвоевременная», денег на осуществление всего этого не дал и затею тем самым прикрыл. Предлагаю поставить памятник Сталину на о. Кунашир, поближе к берегу и повыше, чтобы японский премьер 9 мая про свою сессию забыл, а только и думал о Москве, и жалел, что не находится, как все нормальные лидеры, на параде на Красной площади.

А если серьезно, то я не думаю, что все эти бюсты - часть государственной политики, возрождения сталинизма и пр. Все они создаются по инициативе местных коммунистов или наиболее ортодоксальных ветеранов. Мне кажется, что позиция Кремля примерно такова: для многих уважаемых представителей старшего поколения, ветеранов Сталин является символом Победы. И не к чему 60 − 80-летних людей заставлять менять свое сознание, ломать свои представления. У них итак ничего нет, кроме определенных идеалов, не можем же мы лишить их и этого.
По-моему, власти все-таки стараются тактично уйти от разных предложений (типа «восттановить», «запретить», «установить порядок») некоторых ветеранов. Примечательна в этом отношении дискуссия генералов В.Варенникова, М. Гареева и министра культуры на заседании оргкомитета «Победа».
http://www.kremlin.ru/appears/2005/03/29/2040_type63378type63381_86104.shtml
В общем, я с такой позицией согласен.
Кроме того, в вопросе об отношении к Сталину нет двух простых позиций. Моя бабушка всегда голосовала за Ельцина, при этом часто говорит, что надо бы сейчас Сталина. Для неё нет в этом противоречия. Не все знают историю хорошо, мало, кто знаком со словом «тоталитаризм». Для многих Сталин - не символ репрессий, а символ нормального государственного порядка, в самом лучшем его понимании, когда милиция ловит бандитов, скорая приезжает вовремя, дети учатся в школе, а о наркоманах и пр. вообще редко слышишь.
Сознание россиян «эклектично», если так можно сказать. Можно одновременно любить и " Кубанских казаков", и Шолохова, и Солженицына, и понимать В. Астафьева, Войновича и др.

Другое дело, когда многие молодые люди делают из Сталина идол, и абсолютно не желают ни в чем разобраться. По- моему , в последнее время намечается такая неприятная тенденция,когда некоторые мои сверстники , которые почти не жили в Сов. Союзе, не желая немножко узнать и подумать, видят в СССР - идеальное государство.
Происходит какое-то упрощение, становится больше невежества. Это касается не только восприятия истории, но и всех других явлений духовной жизни. Выставку, я так понимаю, громили не православные фундаменталисты, а ограниченные люди, для них и  о.А. Кураев - первый еретик.
Мне кажется, что не радикальшые политические и др. взгляды, а просто рост невежества становится сегодня одной из главных угроз для нашего общества и страны.

#
Avatar for issimo спустя 1 день (4 апреля 2005)
issimo

Конечно, ассоциации ветеранов со Сталиным, может быть, и заключаются в Победе, и то, кстати, далеко не всегда. Например, мною были услышаны мнения некоторых ветеранов, которые проклинают и Сталина, и всех остальных вместе взятых...Более уважаемые для них являются прежде всего их коллеги, сослуживцы и командующие, которые в стратегическом плане осуществляли военные действия.. Может быть это звучит и немного некрасиво, но ветеранов скоро в живых совсем не останется, и что будет символизировать памятник Сталину? Кому он будет нужен? Голубям, ультра-правым, нам???? К тому же явно, если сейчас устанавливать памятник, через 10-15 лет сносить его не будут, правильно? и денег жалко будет, как всегда, и «неохота» будет...

#
Avatar for yuginia спустя 9 часов (4 апреля 2005)
yuginia

С историей не поспоришь, что было - то было. Не думаю, что надо совсем закрывать глаза на советское прошлое, а Сталин - это все-таки знаковая фигура, и нет ничего страшного, если ему поставят памятник. Пусть ставят! Может, больше людей узнает, кто он такой, а то я забавый репортаж слышала, где детей спрашивали, кто же такой Сталин. Ответы анекдотичны. И нельзя все оценивать однозначно. Еще никто не пришел к единому мнению, спас Сталин страну или, наоборот, его власть явилась началом конца.

#
Avatar for ekorovina спустя 10 часов (5 апреля 2005)
Екатерина Коровина

@ Альберт & Евгения: я согласна с тем, что мы должны уважать чувства старшего поколения, особенно, ветеранов. Но это значит, что мы не вправе, например, намеренно твердить в прессе и по всем каналам, что они были слепы и глупы, веря Сталину и его идеологии. Но и памятники ему мы ставить не должны, хотя бы потому что это означает презреть память о всех тех, кто мучился и умирал в лагерях сталинского режима.

Не может у нас стоять, с одной стороны, крест на 12-м километре, где были найдены останки тысяч репрессированных, а в центре города - памятник Сталину (или Ленину, если доводить мысль до логического конца). Потому что, я считаю, это ведет к роковому раздвоению сознания, отсутствию четкого понимания, куда мы идем. Мы до тех пор будем находиться под дамокловым мечом государственного произвола, пока не займем однозначную позицию по отношению к этому самому произволу.

Если мы не поставим кому-то памятник, мы не вычеркнем его из истории. Мы только выразим тем самым свое к нему отношение. Вот это и есть - не закрывать глаза на прошлое во всех его проявлениях.

#
photo спустя 6 дней (11 апреля 2005)
Дмитрий Победаш

сотрудник

Не может у нас стоять, с одной стороны, крест на 12-м километре, где были найдены останки тысяч репрессированных, а в центре города - памятник Сталину (или Ленину, если доводить мысль до логического конца).

А, похоже, именно так и обстоит дело. Причем не только в нашей стране. Впрочем, может быть, это не только отражает всю сложность и противоречивость истории, но и способствует определенному общественному примирению?

#
Avatar for ekorovina спустя 2 часа (11 апреля 2005)
Екатерина Коровина

Мне кажется, есть некоторые вещи, с которыми не должно мириться.

#
Avatar for albert спустя 3 часа (11 апреля 2005)
albert

На наших кладбищах, на могилах простых людей очень часто можно увидеть памятники, на которых изображены и крест, и красная звезда, т.е, например умер дедушка –ветеран, когда-то крещенный, а ему бабушка поставила вот такой памятник. С каким же из этих символов не нужно мириться?

Мне кажется, мы слишком много внимания уделяем символам, особенно тем, которые еще более раскалывают общество. И без того есть поводы подраться. В Новороссийске армяне с казаками, в Дагестане мусульмане между собой, в Башкирии ОМОН с горожанами и пр…

Мне непонятно, как можно отменить праздник, который отмечали 87 лет, еще более непонятно зачем было 23 февраля делать выходным, достаточно просто того, что его отмечали. Ведь это день трагедии для чеченцев¸ ингушей, других народов Кавказа. Т. е. во всей Чечне траур, а в гарнизонах – парады и банкеты.

В конце концов, мы хотим жить в едином государстве?

Памятник «большой тройке» - это памятник нашим союзническим отношениям или символ того, как делилась Европа? В разных странах поймут по-разному.
Да и вообще, зачем Волгограду еще один памятник, лучше бы старые отреставрировали.

Думаю, ничего нового неоднозначного ставить не надо, и сносить ничего не надо, лучше не ссориться хотя бы из-за этого.

#
Avatar for amix спустя 5 минут (11 апреля 2005)
amix сотрудник

По-моему, памятник Р-Ч-С был бы данью скорее эпохе, чем конкретным личностям, хотя в нынешней политической ситуации подтекст скорее иной.

Вообще, нелегко найти выдающуюся личность, которая не замарала бы свои руки кровью или чем-нибудь еще. Но выбирать из таких личностей Сталина, Гитлера или Пиночета в качестве натурщика для памятника — так же дико, как объявлять Николая II святым (кстати, поздравляю с годовщиной Кровавого воскресенья).

С трудом представляю себе митинг неонацистов, проходящий у памятника Гитлеру в центре крупного германского города. Или в Германии есть такой памятник?

Короче говоря, рушить памятники вряд ли следует (это не поможет забыть герострата), а вот при установке новых желательно ознакомиться с мнением тех, кому придется этот памятник видеть.

_[ПОПРАВКА: Альберт ответил, пока я писал это сообщение, поэтому наши постинги отчасти пересекаются]_

#
Avatar for albert спустя 7 часов (12 апреля 2005)
albert
так же дико, как объявлять Николая II святым (кстати, поздравляю с годовщиной Кровавого воскресенья).

Необходимо отметить, что «святой» - не почетное звание и не орден " За заслуги перед Отечеством" I степени.
Святость - сущностная характеристика Бога и - косвенно - также, людей, установлений и предметов, запечетлевающих в себе присутствие Божества. Противоположность святости - грех.
Святые - лица, особенно чтимые церковью за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры и обладающие даром чудотворства(!); посредники между Богом и людьми.
(Источн.- БЭС)
Мы видим, что участие и роль какого-либо деятеля в различного рода политических событиях не является критерием его святости или греховности.
То, что Николай II - святой не означает, что мы не можем давать ему отрицательных оценок как государственному деятелю, и Церковь , как я понимаю, с этим согласна ( Я спрашивал об этом на одной из встреч с о. А. Кураевым, которая проходила в нашем университете)

#
Avatar for amix спустя 4 часа (12 апреля 2005)
amix сотрудник

Думаю, миллионы крестьян жили столь же праведной жизнью с точки зрения церкви, но их почему-то не заметили... впрочем, ладно, это уже дело церкви, кого кем считать в рамках ее представлений.

Мне тоже очень не хотелось бы смешивать политику и религию. К сожалению, этот процесс все же имеет место в нашей стране. Не будем его развивать.

#
Avatar for ekorovina спустя 51 минуту (12 апреля 2005)
Екатерина Коровина

Альберт, спасибо за замечательный комментарий относительно Николая II. Хотела бы еще добавить, что он канонизирован как мученик (страстотерпец), то есть не просто как человек праведной жизни, а как помазанник Божий, засвидетельствовавший свою веру и верность своему предназначению смиренным принятием мучительной смерти.

Что же касается памятников: могильный памятник - личное дело каждого, его можно сделать сочетанием каких угодно символов. А памятник государственный, стоящий в общественном месте, по определению свидетельствует уже об отношении всего общества к тому или иному деятелю, событию. Поэтому, если мы не приемлем сталинизм и не хотим, чтобы он когда-либо возродился, мы и не должны поддерживать установку памятников Сталину от нашего имени.

#
Avatar for erika спустя 39 минут (12 апреля 2005)
erika сотрудник
Не может у нас стоять, с одной стороны, крест на 12-м километре, где были найдены останки тысяч репрессированных, а в центре города - памятник Сталину (или Ленину, если доводить мысль до логического конца). Потому что, я считаю, это ведет к роковому раздвоению сознания, отсутствию четкого понимания, куда мы идем. Мы до тех пор будем находиться под дамокловым мечом государственного произвола, пока не займем однозначную позицию по отношению к этому самому произволу.

Ну, стоят же! Так что же их, сносить теперь? Кстати, лично мне кажется, что, когда люди каждый день проходят мимо помятника Ленину на Площади, мало (если не сказать никто) кто из них погружается в мысли о репрессиях, etc. Конечно, большевиков и коммунистов я не защищаю, но, может быть, чтобы лучше помнить историю и не повторять прошлые ошибки, лучне сохранять какие-то символы прошлого. Надо знать и помнить и плохое, и хорошее.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в дискуссиях.