Avatar for victoria 9 апреля 2005
victoria

Вот умеет Дмитрий Иванович задавать вопросы, которые мучают студентов дённо и нощно.
Поскольку вопрос с виду простой, однако ж не очень, а ответ может быть долгим и неоднозначным, выношу его на форум.
Вопрос был задан на паре по Этнологии у регионоведов 4 курса:
почему американская культура стала культурой масс и так распространена?
Предполагаемые ответы (которые было велено обобщить):
- потому что это культура сильного государства, которое решает;
- потому что она рассчитана на индивидууууума, являющегося частью не толпы, но сообщества свободных индивидуууумов;
-потому что американская пропаганда эффективна, так как СМИ в Штатах частные, вызывают доверие у граждан. И в то же время им ничто не мешает биться за госзаказ и преподносить тем же гражданам пропаганду под видом частного мнения.

Наверное, перечислила не всё.

У меня к Дмитрию Ивановичу и всем остальным встречный вопрос: если взять и убрать госпропаганду из российских СМИ, сделать их поистине свободными, Россия не развалится ненароком?

#
Avatar for andrey спустя 11 часов (10 апреля 2005)
andrey

Да не должна вроде...

Встречный вопрос. А при сохранении столь много государства в СМИ Россия не окажется в упадке?

#
Avatar for victoria спустя 1 час (10 апреля 2005)
victoria

Ну. смысл моего вопроса заключался в следующем:
появляются, к примеру, весьма популярные и общедоступные СМИ, которые изо всех сил критикуют всё и вся (т.е., действия власти), публикуют информацию, которая вообще-то является государственной тайной и пр. Широкие народные массы приходят в панику. Дальнейшие события малопредсказуемы.

#
Avatar for ekorovina спустя 25 минут (10 апреля 2005)
Екатерина Коровина

Тема интересная (тем более что провокационная), но мне кажется, что надо договориться относительно американской культуры. Что имеется в виду? Если Хэмингуэй и Фолкнер, то интерес к их творчеству вряд ли можно назвать массовым. Во всяком случае, несмотря на пресловутое «засилье американского образа жизни», далеко не все хорошо с этим творчеством знакомы. Вот я, например, не смогла прочитать повесть Фолкнера «Пока я умирала».

Если мы имеем в виду «МакДональдс», Бритни Спирс и голливудские блокбастеры, то я все же назвала бы это как-то иначе, а не культурой. Скорее, каким-то наполнением быта, когда речь идет об американских гражданах. А тиражирование всего этого в глобальных масштабах я бы назвала сознательным формированием определенного образа мышления (которое можно кратко охарактеризовать как поверхностное), на что в Госдепартаменте выделяются большие суммы.

С другой стороны, у популярности такой «ширпотребной» культуры есть и объективные причины. Для ее лучших проявлений характерны, на мой взгляд, динамичность, яркость, простота и однозначность. Для худших - игра на низменных инстинктах. И то, и другое привлекает - разных людей в разных ситуациях. И если помножить все это на большие финансовые вложения и политические возможности США, то мы получаем вполне правдоподобное объяснение американизации окружающей среды.

#
Avatar for magictime спустя 2 часа (10 апреля 2005)
magictime

К вопросу об американских медиа советую обязательно познакомиться с моделью пропаганды предложенной Чомски (Naom Chomsky).

#
Avatar for victoria спустя 5 часов (10 апреля 2005)
victoria
Тема интересная (тем более что провокационная), но мне кажется, что надо договориться относительно американской культуры. Что имеется в виду?

Не люблю говорить общО, но в данном случае приходится. Имеется в виду американская культура в целом, разнородная, как сами Штаты, объединенные мощной идеей.
Почему люди добровольно (или «добровольно») соглашаются на принятие ценностей, которые являются столпом американской культуры, что сопровождается принятием и  символов этих ценностей - на поверхностном уровне - джинсы, кока-кола, привычка сидеть на полу и т.д.
И откуда такой масштаб.

#
Avatar for amix спустя 2 часа (10 апреля 2005)
amix сотрудник

А почему люди вообще соглашаются на принятие каких-либо ценностей?

Может быть, это некий «общий язык», который человек подсознательно пытается найти, чтобы не выпасть из общества? Отсюда и мода, и проч.

Если поиск происходит именно подсознательно, человек в принципе не может отфильтровать продукты high hume.

#
Avatar for ekorovina спустя 9 часов (11 апреля 2005)
Екатерина Коровина

@ Виктория:

В том-то и дело, что о широком распространении американской культуры в целом говорить не приходится. Опять же пример из личного опыта: когда я в течение семестра в УрГУ занималась в группе регионоведов-американистов, я узнала огромное количество новых имен и фактов, которые относятся именно к классическому культурному наследию США и которых я с тех пор практически нигде не встречала. Тем более на MTV или даже на CNN.

Тиражируется же именно ширпотреб, который далеко не каждому американцу интересен. О причинах его привлекательности см. выше.

Если же говорить о насаждении американской политической системы, то, с моей точки зрения, на сегодняшний день речь идет не об экспорте свободы, а об усилении политического влияния. Объективной привлекательностью в данном случае обладает идея свободы. Но это не американская идея в чистом виде, так что не знаю, насколько здесь можно говорить именно об американском влиянии.

#
Avatar for isa спустя 3 часа (11 апреля 2005)
isa

Свобода - лучший товар, особенно в нашей стране. Борьба за равенсто и справедливость очень характерна для нашего народа.
Когда деньги сами идут в руки, то ссылаться можно хоть на США, хоть на бога, хоть на дьявола. Лишь бы прибыль была.
А на счет «общественной культуры» США (комиксы, Бритни Спирс и т.д.), то чем Россия хуже.
Молодежь Японии не так давно пела: «Я сошла с ума...»
Еще один вопрос: «Почему нельзя так же поверхостно воспринемать Пушкина А.С. или Блока А.А. Мозг и душа иногда должна отдыхать, но почему нужно опускаться до кока-колы вместо сока или картинок вместо книги и т.д. и т. п.»

#
Avatar for erika спустя 2 часа (11 апреля 2005)
erika сотрудник
Еще один вопрос: «Почему нельзя так же поверхостно воспринемать Пушкина А.С. или Блока А.А. Мозг и душа иногда должна отдыхать, но почему нужно опускаться до кока-колы вместо сока или картинок вместо книги и т.д. и т. п.»

Наверно, потому что многие люди сейчас привыкли полагаться на кого-то. Или что-то. Пусть и подумает кто-нибудь другой. А мозг - это такой орган, который надо тренировать. А Если этого не делать, то в голове будет то, что обычно поличается на известном месте, если не ходить в тренажерный зал. Простите, если получилось резко, но на самом деле есть люди, которые совершенно не хотят думать... к сожалению, не только в США.

#
Avatar for erika спустя 34 минуты (11 апреля 2005)
erika сотрудник

А еще я вот что подумала: наверно, в каждой культуре каждый найдет что-то подходящее именно ему/ей. тоже самое и здесь. У кажной культуры ведь есть свой уровни. А американцы, наверно, просто нашли свою нишу и теперь получают от этого неплохую прибыль. Свято место пусто не бывает, однако.

#
photo спустя 2 часа (11 апреля 2005)
Дмитрий Победаш

сотрудник

[quote=ekorovina]
Тема интересная (тем более что провокационная), но мне кажется, что надо договориться относительно американской культуры. Что имеется в виду?

Если мы имеем в виду «МакДональдс», Бритни Спирс и голливудские блокбастеры, то я все же назвала бы это как-то иначе, а не культурой.
/quote

Не вполне уверен, что могу однозначно сказать, что принадлежит к классической культуре, а что ширпотреб. Если же в природе и существуют такие профессионалы по отделению овнов от козлищ, то было бы интересно услышать их однозначные и аргументированные ответы. Куда, к ширпотребу, или к КУЛЬТУРЕ отнести Чарли Чаплина, Бастера Китона, Милоша Формана, Стивена Спилберга, ....? И это только обращаясь к Голливуду. А ведь есть еще музыка, литература, живопись, архитектура,...

#
Avatar for ekorovina спустя 2 часа (11 апреля 2005)
Екатерина Коровина

Я тоже не претендую на знание истины в последней инстанции - в данном случае на знание критериев и умение безошибочно отделить культуру от некультуры. Но если о некоторых вещах можно спорить, то иногда ответ очевиден: например, мультики про Бивиса и Батхеда. А они, согласитесь, пользуются гораздо большей известностью, чем поэзия Эмили Дикинсон.

В принципе, мне кажется, что в рассуждениях о культуре существует два основных подхода: культура как понятие абсолютно нейтральное - просто сфера занятий, которым люди отдают свои творческие силы, будь то рэп, граффити, боди-арт, брейк-данс etc. Или культура как понятие оценочное, как стремление человеческого духа к чему-то высшему, чем сам человек, к осознанию и выражению основополагающих истин бытия. Может быть, второе определение туманно и не научно, но мне ближе именно оно. Отсюда все мои высказывания.

P.S. Кстати, те фильмы С. Спилберга, которые я видела, я отношу именно к произведениям искусства, к части культуры именно в этом - втором - смысле.

#
Avatar for amix спустя 1 час (11 апреля 2005)
amix сотрудник

Может быть, дело в том, что в США культур (способов мышления и поведения) много, и все они условно объединены под полосатым флагом. В РФ тоже много культур, но здесь быть не таким как все — сложно, а зачастую и опасно.

В Штатах политика «плавильного котла» сформировала у граждан одно восприятие различий, а советская уравниловка — другое...
Хотя, пожалуй, открытость или ксенофобия являются следствиями политики в той же мере, в какой политика является выражением господствующего мировоззрения.

В результате «американская культура» в целом достаточно дружественна ко многим мировым культурам в том смысле, что у нее нейтральное упрощенное ядро, на которое нанизываются самые разные варианты образа жизни..?

#
photo спустя 13 часов (12 апреля 2005)
agn

сотрудник

Как всегда, путаница с понятиями.
Даже в США, насколько я знаю, есть понятие «культура» и понятие «массовая культура». Как говорил Чжуан-цзы, «белая лошадь - не лошадь», не стоит смешивать два явления с совершенно разными социальными задачами только из-за слова «culture», содержащегося в них. В словах «канал» и «канализация» тоже общий корень.

А дальше... Я могу с большим интересом читать американскую литературу, достаточно сложную и «элитарную» (хотя читать Фолкнера у меня тоже терпения не хватило, мне ближе латиноамериканцы), могу и детективы покачественнее (наподобин Рекса Стаута), могу и блокбастер с массой драк посмотреть (особенно если устал и хочу, чтобы голова отдохнула от всяких мыслей). Но назначение у каждого явления разное. Хуже, когда тебе навязывают оценку: кому-то не нравится Фолкнер, кому-то - джаз, кому-то - джинсы... Просто все должно быть уместно.

И относительно экспорта американской массовой культуры: это обычный бизнес с обычной конкуренцией, для соответствующего потребителя готовится соответствующий продукт, раскручивается и продается. Америка - страна богатая, отсюда и успехи в продвижении товара. Но к «американской культуре» это отношения не имеет.

#
Avatar for meaculpa спустя 2 дня (15 апреля 2005)
meaculpa
И относительно экспорта американской массовой культуры: это обычный бизнес с обычной конкуренцией, для соответствующего потребителя готовится соответствующий продукт, раскручивается и продается. Америка - страна богатая, отсюда и успехи в продвижении товара. Но к «американской культуре» это отношения не имеет.


То есть Вы считаете, что американская идентичность не сама по себе привлекательна? И возможно этот трюк проделать с любой умеренно выраженной культурой любого средненефтяного государства, совершив некоторую предпродажную подготовку культуры и грамотный маркетинг?

#
photo спустя 3 часа (15 апреля 2005)
agn

сотрудник

Не совсем. Нужна некоторая цивилизационная общность, поэтому успешная продажа американской массовой культуры осуществляется лишь в странах европейской цивилизации (к которым относится и группа стран восточноевропейской версии европейской цивилизации, включая Россию). В других странах, как Вы сформулировали, средненефтяных, спросом пользуется материальная культура, - и только. По крайней мере, на массовом уровне. А «европейская культура» в целом (включая американскую в любой версии) в среднеисламской стране, особенно вне крупных городов, вызывает только отторжение.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в дискуссиях.